Уроженец Мезенского уезда Николай Шабунин создал уникальную коллекцию исторических снимков Русского Севера, посвятив всю свою жизнь фиксации местного быта, архитектуры, костюмов и образов посредством фотообъектива.
Сын деревенского священника Николай Авенирович Шабунин (1866-1907 гг) начал свой путь как художник - его талант с малых лет был столь заметен, что он получил место в Петербургской Академии художеств в классе Репина, а за картину "В ожидании" - звание художника первой степени. Отдельную тему в его творчестве занимали исторические полотна связанные с Суворовым.
Его работы необычайно нравились Николаю II - он даже заказал у Шабунина свой портрет.
Однако, подлинной славы он достиг не как художник, а как фотограф. По свидетельствам знакомых Шабунин беззаветно любил свою малую Родину - северный край России, а именно - Архангельскую губернию. Во время поездок в родные края Николай стал с грустью замечать, что традиции буквально на глазах уходят в прошлое, теряется самобытность народа и важный пласт исторической памяти. Поэтому он задался целью хотя бы с помощью фотографий сохранить эти ускользающие культурные образы и таким образом сохранить их для потомков.
Свои съемки фотограф проводил в наиболее глухих местах, где жизненный уклад менее всего был подвергнут изменениям времени:
«Много тут ещё непочатых глухих углов с симптомами первобытного духа русской жизни, памятники которого, как, например, постройки, разные предметы церковного обихода, во множестве еще можно найти по глухим углам, часто забытые и заброшенные. В некоторые из этих глухих мест можно пробраться только летом водою, а в некоторые – только зимою на оленях. Там немало сокрыто различных документов далёкого исторического прошлого. Там, на краю света, остановилось, ибо дальше некуда было идти, историческое прошлое древней Москвы и великого Новгорода. То – моя родина».
Каждая экспедиция (именно это слово лучше всего подходит для описания его поездок) длилась порядка 5-6 месяцев: в каждой участники преодолевали в среднем по 2300 верст от Петербурга к Белому морю на лошадях и терпели немалые лишения и трудности. Вот как описывали их сам инициатор:
"Сильный мороз губит насмерть зазевавшегося путника. Мы одеваемся в двойные оленьи шкуры (малицы) и в тройную обувь с меховыми галошами. Лошади задыхаются от обледенения ноздрей. Этот дремучий лес и тоскливая дорога как вековая преграда просвета. Как же велик Русский Север, как опасен и одновременно как же прекрасен.."
Из своих поездок Николай привозил не только фотографии, но и многочисленные эскизы и зарисовки, а также предметы одежды, украшения и церковную утварь, которые передал в Этнографический музей Санкт-Петербурга. К сожалению, материальные предметы его коллекций не сохранились.
В последней своей поездке на Русский Север Николай сильно простудился и в тот же год умер в возрасте 40 лет. Однако, за свою короткую жизнь фотохудожник собрал такой архив уникальных материалов, что его по праву можно считать одним из наиболее знаковых фотографов России.
Источники фото:
Больше интересных материалов:
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Сколько раз менялся календарь от Древней Руси до наших дней
Иллюстрации из журналов 1873-1880 гг "Мотивы русской архитектуры"
Старинные названия и магические свойства камней и минералов на Руси
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!
****************