Найти в Дзене

«Блинчики» по - американски

Картинка из свободных источников. «Летающий каблук» «Air ир» Клода Снайдера образца 1932 г.
Картинка из свободных источников. «Летающий каблук» «Air ир» Клода Снайдера образца 1932 г.

Появившись на свет еще в начале двадцатого века, лета­тельные аппараты с круглым крылом получили не совсем красиво звучащее название — «летающие блины». «Летаю­щие тарелки» объявились позже, после Второй мировой вой­ны, когда в моду вошли проекты космических путешествий.

Большинство из них так и остались проектами, не увидевши­ми неба. Другим, которых было меньшинство, повезло больше — их создатели воплотили «безумные идеи» во вполне реальные инженерные решения, и они поднялись в воздух, дабы своим экстравагантным внешним видом изумлять обывателей.

Одним из первых летательных аппаратов подобной схемы стал аэроплан, построенный неизвестным изобретателем в на­чале прошлого века. О нем практически ничего не известно: кто был его строителем, поднимался ли он в воздух.

Сохранилась только фотография, приложенная в качестве вещественного доказательства к судебному иску американского изобретателя Глена Кертисса к братьям Райт. Кертисс пытался через суд аннулировать патент, полученный братьями на их са­молет «Флайер», доказывая, что предложенная ими система уп­равления уже использовалась в более ранних разработках.

Глен Кертисс, сам претендовавший на роль первооткрывате­ля самолета, не жалел усилий и денег на доказательство обосно­ванности своих притязаний.

Запечатленный на фотографии таинственный биплан, види­мо, американской постройки имел круглое крыло и был оборудо­ван напоминающими появившиеся немного позже элевоны по­верхностями аэродинамического управления по крену, двигате­лем с толкающим винтом и трехколесным шасси.

Несмотря на все свои настойчивые старания, Кертисс так и не смог выиграть судебный процесс у братьев Райт. Именно они остались в памяти человечества изобретателями первого само­лета, а нам осталась память об оригинальном проекте неведомо­го конструктора.

Еще одну таинственную «летающую тарелку» запечатлел неизвестный американский фотограф примерно в 1915—1916 годах. Что это за летающий аппарат, кто его построил, подни­мался ли он в воздух — никаких сведений до нашего времени не сохранилось. Остается только гадать, могла ли летать эта столь привычная нам по фантастическим фильмам и книгам по уфоло­гии конструкция.

Первым настоящим самолетом с круглым крылом, который не только был построен, но еще и долгое время летал, своим ви­дом подтверждая возможность применения в авиации необыч­ного крыла, стал, видимо, американский легкий самолет «Нимут Парасол».

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Его конструкторами и строителями были студенты универ­ситета штата Флорида, первый раз показавшие необычный ле­тательный аппарат журналистам и прочей любопытствующей публике в 1934 году.

Конструктивно это был традиционный подкосный моноплан. Крыло необычной по тому времени круглой формы располага­лось над фюзеляжем на подкосах, обычно применяемых в конст­рукции бипланов. Для улучшения управления самолетом в по­лете крыло было оборудовано элеронами.

Двухместную легкую машину, построенную в основном из дерева и полотна, поднимал в воздух тянущий винт, приводи­мый в движение радиальным двигателем воздушного охлажде­ния «Уорнер Чераб» мощностью 110 лошадиных сил.

Основным достоинством своего любимого детища флорид­ские студенты считали способность летательного аппарата вы­полнять полет при больших углах атаки, что позволяло делать примененное ими малое удлинение крыла. Подобные качества гарантировали в случае аварии или отказа мотора в полете мед­ленное и безопасное снижение, напоминавшее спуск парашюти­ста.

Несколько удачных полетов и посадок с выключенным дви­гателем подтвердили предварительные расчеты талантливых студентов. Но хорошие инженеры, как ни странно (для Амери­ки), оказались плохими бизнесменами. Они не смогли заинтере­совать своей оригинальной конструкцией ни одну из авиастрои­тельных фирм США, и «Нимут Парасол» так и остался экзоти­ческой летающей игрушкой, не выйдя из категории опытных са­молетов.

При изучении истории создания и развития «летающих бли­нов» бросается одна очень характерная деталь: большин­ство из подобных конструкций было построено дилетантами-энтузиастами, а не профессионалами-авиастроителями.

Видимо, серьезные конструкторы летательных аппаратов считали ниже своего достоинства заниматься исследованиями и проектированием самолетов с таким несерьезным наименованием, боясь потерять уважение со стороны коллег и вызвать на­смешки язвительных и острых на язык журналистов. Ну, кому хочется считаться отцом «летающего блина» или «летающей шумовки»? Несолидно!

Зато ничто не ограничивало богатейшую фантазию людей, жаждавших славы и успеха любой ценой. Они понимали, что шансов выиграть в конкурентной борьбе с известными, имеющи­ми богатый опыт конструкторскими бюро у них нет. Шансы на выигрыш на поле соперников были близки к абсолютному нулю.

Поэтому на их долю доставались самые невероятные конст­рукции и формы летательных аппаратов, даже название кото­рым порой подобрать сложно. Солидные авиастроительные фирмы брезговали заниматься подобными проектами, оставляя их на растерзание дилетантам.

Студенты-недоучки, учителя, врачи и другая, весьма дале­кая по роду своей основной деятельности от авиации публика смело и безрассудно бралась за решение сложнейших инженер­ных задач, не считая их неразрешимыми. И как ни странно, ино­гда они добивались заметного успеха.

Одним из таких энтузиастов был врач из провинциального американского городка Саут-Бенд, что в штате Индиана, Клод Снайдер. Ему наскучило лечить многочисленные человеческие болячки, и он решил обратиться к небу. И действительно, разве можно поставить рядом геморрой какой-нибудь миссис Хиггинс и восхитительное чувство полета, знакомое в то время в основ­ном только профессиональным пилотам.

В свободное от врачевания время Снайдер буквально на ко­ленке, за свои кровно заработанные деньги построил летающую модель необычного летательного аппарата в форме каблука. К удивлению многих авиационных специалистов, «летающий каб­лук» продемонстрировал отличную устойчивость в воздухе уже в первых своих полетах.

Окрыленный неожиданным первым успехом, Клод Снайдер решил «ковать железо пока горячо» и построить еще несколько летающих моделей подобной формы для изучения их потенци­альных возможностей. Полученные в результате этих экспери­ментов данные подтолкнули доктора-авиатора к идее использо­вания крыла круглой формы на «настоящем» самолете.

Будучи по натуре человеком практичным, Снайдер оформил заявку и вскоре получил патент США на свое оригинальное изо­бретение. Окончательно забросив занятия медициной, бывший доктор решительно взялся за строительство пилотируемого планера, стремясь окончательно убедить себя и окружающих в жизнеспособности своего изобретения.

Картинка из свободных источников. Проект Снайдера
Картинка из свободных источников. Проект Снайдера

Опыты Снайдера с «летающими каблуками» к тому времени заинтересовали любознательных студентов местного колледжа, которые предложили свои услуги по постройке планера энер­гичному изобретателю. Помощь пришлась как нельзя кстати и была с благодарностью принята. Работа пошла быстрыми темпа­ми и в начале 1932 года Снайдер лично поднял в воздух новый планер с крылом в форме каблука.

Крыло летательного аппарата, которому Клод Снайдер дал имя «Эр ап» («Air up»), было оснащено по всему размаху закруг­ленной задней кромки рулем высоты. Рули направления и эле­воны размещались на двух длинных гребнях вдоль верхней по­верхности законцовок крыла.

После первых успешных парящих полетов Снайдер устано­вил на планер четырехцилиндровый мотоциклетный двигатель мощностью 26 л.с., надеясь превратить в настоящий самолет, но здесь его постигло серьезное разочарование. Имевший доселе прекрасные летные качества планер, с установкой мотора пре­вратился в заурядный аэроплан, ничем не превосходивший со­временные ему летательные аппараты.

Пытаясь найти выход из неожиданного тупика, в который его занесла крылатая судьба-злодейка, доктор Снайдер наступил на горло собственному самолюбию и обратился за квалифициро­ванной помощью к профессионалу — авиационному инженеру Раулю Хофману. Знаний авиатора-самоучки уже явно не хвата­ло для решения многочисленных сложных проблем, возникших перед ним.

Творческий союз врача-энтузиаста и инженера оказался весьма продуктивным. Дело пошло веселей, работа над новым проектом шла быстрыми темпами — ведь теперь идеи «теорети­ка» Снайдера «практик» Хофман удачно превращал в инженер­ные решения.

Сотрудничество с профессиональным авиастроителем сразу же отразилось и на форме нового летательного аппарата Снай­дера. Он приобрел более традиционный и уже привычный к то­му времени самолетный вид.

Машина «Air ир-2» была оснащена двигателем воздушного охлаждения «Continental А-40» мощностью 37 л.с., разгонявшим ее в горизонтальном полете до 156 км/ч. Крыло малого удлине­ния не имело идеально круглой формы — его размах составлял 4,88 м. На самолете использовались традиционный киль и руль направления, а на законцовках крыла были шарнирно установ­лены элероны.

При сравнительно небольшой мощности двигательной уста­новки «Air ир-2» продемонстрировал в испытательных полетах превосходные летно-технические характеристики, вызвав сдержанное одобрение со стороны ведущих авиационных специали­стов Америки.

Его успешные полеты окрылили Снайдера и Хофмана, и они энергично взялись за постройку нового летательного аппарата, названного, естественно, «Air up-З». Но при этом в своей новой машине доктор-авиатор и его напарник-инженер еще дальше ушли от революционного облика своих первых удачных проек­тов.

Поддавшись господствовавшей к тому времени в американ­ском авиастроении моде, они установили на самолет Т-образное хвостовое оперение, ставшее впоследствии весьма распростра­ненным. Поверхности горизонтального хвостового оперения бы­ли закреплены на верхней части вертикального оперения.

Несмотря на такие перемены внешнего вида и установку бо­лее мощного двигателя мощностью 80 л.с., машина получилась, мягко говоря, неудачной- Все попытки Снайдера и Хофмана до­вести ее до ума успехом не увенчались. Каждый испытательный полет проходил на грани летного происшествия, и в конце кон­цов все закончилось давно ожидаемой катастрофой.

Самолет был полностью разбит. Через несколько месяцев Снайдер построил усовершенствованный вариант разбившейся машины — «Air ир-4». Судьба была к нему более благосклонна, и самолет довольно удачно поднимался в воздух еще на протя­жении нескольких лет.

Отпечатка прежних идей своего создателя «новая старая машина» уже не несла, и ни одна из авиастрои­тельных фирм Соединенных Штатов, как и пресса, не проявила к ней никакого интереса.

Не лишенный таланта авиаконструктора, доктор Клод Снай­дер оказался, как это часто бывало, посредственным бизнесме­ном. Несмотря на все его усилия, найти инвестора или мецената не удалось. Собственные деньги Снайдера, заработанные ранее на ниве врачевания, к этому моменту окончательно закончились.

Доктор-авиатор разорился, и по решению суда два имевших­ся у него «летающих каблука» были проданы с аукциона в упла­ту за многочисленные долги. О дальнейшей их судьбе ничего не известно. Видимо, их купили богатые любители авиационной эк­зотики для увеселительных полетов над своим ранчо.

Снайдеру же пришлось спуститься с небес на грешную зем­лю и заняться привычной врачебной практикой. Короткий, но яркий взлет завершился приземлением в маленьком больнич­ном кабинете.

Но на смену неудачливому врачу уже шли все новые и новые энтузиасты «летающих блинов» и прочей авиационной экзотики. Некоторым из них удавалось то, что так и не смог сделать Снай­дер, заинтересовать своими безумными проектами солидные авиастроительные компании, которые соглашались вложить деньги в, казалось бы, совершенно безнадежное дело.

Поддержите канал-поставьте лайк

Еда
6,93 млн интересуются