Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Чай как пятая стихия москвичей

В 1848 году в «учено-литературном» журнале «Москвитянин» вышел очерк Ивана Тимофеевича Кокорева «Чай в Москве». Известный бытописатель Москвы даже подсчитал: сколько в 1847 году «считалось» в Белокаменной трактиров, сколько было «употреблено в них чаю и сахару», в какой части города чая «потребили» больше всего. И, конечно, написал истинный гимн московским «чаепийцам» или, как еще говорили, водохлебам. Почитаем выдержки из очерка, которые мы оформили в отдельные главки.

В том же 1848 году, когда был опубликован очерк Кокорева, живописец и рисовальщик Дмитрий Степанович Индейцев создал панораму Москвы. Он запечатлел город от Тайницких ворот Кремля до Замоскворечья. Вот один из фрагментов
В том же 1848 году, когда был опубликован очерк Кокорева, живописец и рисовальщик Дмитрий Степанович Индейцев создал панораму Москвы. Он запечатлел город от Тайницких ворот Кремля до Замоскворечья. Вот один из фрагментов

Фрагмент панорамы Москвы Д. С. Индейцева, 1848 год
Фрагмент панорамы Москвы Д. С. Индейцева, 1848 год

ПОЧЕМУ МОСКВИЧИ ОСОБЕННО ПОЛЮБИЛИ ЧАЙ?

«Как средство возбудительное..., чай действует более на сердце, чем на голову: вот почему особенно полюбили его жители Белокаменной. Другие города, строго преданные дедовским обычаям, не скоро знакомились с роскошью, довольствовались сбитнем, отваром мяты, липового цвета, или другой какой скромной, доморощенной травы с медом; Петербург пробавлялся кофеем, а Москва деятельно пристращалась к чаю».

Московские типажи на панораме Д. С. Индейцева, 1848 год
Московские типажи на панораме Д. С. Индейцева, 1848 год

Иллюстрация 4

Московские типажи на панораме Д. С. Индейцева, 1848 год

МОСКОВСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

«Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай – пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот; хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы вконец. Бывали ли вы в доме чисто русском, где хозяин не прячется от посетителей, где пред вашими глазами не сядут за стол, не пригласив вас разделить хлеба-соли, «чем бог послал»? Тут никакое потчевание не обойдется без чаю, им оно начнется, как следует по порядку, и им же нередко кончится, на дорогу. Хозяева только что отпили, вы пришли, когда самовар уже сняли со стола, но это не помешает ему закипеть снова и явиться для услаждения беседы, и вы будете пить не одни: любезность хозяев посоответствует вам. Никакие отговорки не избавят вас от обязанности присесть к самовару. Погода холодная, сырая – вы, конечно, прозябли следовательно, вот законная причина согреться; будь тепло в 20 градусов –все-таки есть повод пить чай для прохлаждения. Словом, во всякий час, во всякое время года у истого москвича чай предлагается каждому гостю, так что во многих домах, кроме обычных двух раз, утром и вечером, его пьют столько, что и счет потеряешь».

В ЧЕМ МОСКВИЧ СЕБЕ НИКОГДА НЕ ОТКАЖЕТ

«Из москвичей редко найдете бедняка, у которого не было бы самовара. Иной бьется как рыба об лед, в тесной каморке его нет ни одного неизломанного стула (хотя их всех-то пара): а ярко вычищенный самовар красуется на самом видном месте, составляя, может быть, единственную ценную вещь, какою владеет хозяин. Москвич скорее согласится отказать себе в другом каком удобстве жизни, даже не испечь пирогов в праздник, чем не напиться чаю хоть раз в день. Удовольствие это стоит не дорого (разумеется, речь идет о людях, у которых, по их собственному выражению, в одном кармане Иван Тощой, а в другом Марья Леготишна): положим, семья состоит из трех или четырех человек; значит, золотник чаю десять копеек, пол-осьмушки сахару семь копеек, воды на копейку, уголья нередко свои: и так за осемнадцать копеек покупается все наслаждение. Человек не семейный редко держит самовар; но для него постоянное и не дорогое прибежище в заведениях, которых у нас не меньше, чем в Японии чайных домов».

МОСКОВСКАЯ ЧАЙНАЯ СТАТИСТИКА

«Трактирных заведений в 1847 году считалось в Москве более трехсот. Употреблено в них, в продолжение года, чаю сто девяносто одна тысяча фунтов (на сумму более 500 тысяч рублей серебром), а сахару с лишком тридцать четыре тысячи пудов (на сумму более 334 тысяч рублей серебром): цифры, не поражающие своею значительностью, когда знаешь, что главный товар заведений – чай. Немец, вспрыскивая покупку, калякает с товарищем за бутылкою пива; француз в таком случае требует вина, а москвич – чаю. Поэтому в тех частях города, где более движения, торговой жизни, там более и пьют чаю, и наоборот: в 1847 году Городская часть (я говорю про одни заведения) выпила более 20 тысяч фунтов чаю, а Рогожская до 30; тогда как Пречистенская потребила около 7 тысяч фунтов, а Мещанская ограничилась с небольшим 3 тысячами.... Заметим еще, что в 1847 г. почему-то не посчастливилось московской трактирной торговле и в иные годы цифры ее оборотов бывают значительнее.

«В Москве есть водогрельни, в которых продают одну горячую воду для чая. Главная из них, находящаяся под Спасскими воротами, продает воды в год не менее как на две тысячи рублей серебром: припомните, что обок с нею Гостиный двор, что сидельцам не сподручно бегать в трактир, и не дивитесь. Чайных магазинов и лавок в Москве считается более сотни, и обороты их простираются до 7 миллионов рублей серебром ежегодно. Не говорю уже о том, что чай продается в каждой мелочной лавочке, составляя один из главнейших товаров их».

Реклама в разделе «Указание примечательных заведений и магазинов в Москве», помещенном в «Адрес-календаре жителей Москвы» Нистрема за 1852 год. Купец Михаил Гаврилович Боткин – племянник Петра Кононовича Боткина, основателя прославленной фирмы
Реклама в разделе «Указание примечательных заведений и магазинов в Москве», помещенном в «Адрес-календаре жителей Москвы» Нистрема за 1852 год. Купец Михаил Гаврилович Боткин – племянник Петра Кононовича Боткина, основателя прославленной фирмы

Реклама в разделе «Указание примечательных заведений и магазинов в Москве», помещенном в «Адрес-календаре жителей Москвы» Нистрема за 1852 год. Речь идет о Петре Петровиче Голубкове
Реклама в разделе «Указание примечательных заведений и магазинов в Москве», помещенном в «Адрес-календаре жителей Москвы» Нистрема за 1852 год. Речь идет о Петре Петровиче Голубкове

ЧАЙ В «ЗАВЕДЕНИИ» ИЛИ ИСТИННЫЕ ЧАЕПИЙЦЫ

«Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир). Ловкая прислуга ...произнесет обычное: «что прикажете?» – Разумеется, чаю. Полюбуемся ловкостью, с какой половой несет в одной руке поднос, установленный посудою, а в другой два чайника, и займемся делом. Что это? Вы кладете сахар в стакан, щедрою рукою льете сливок, не думая, что портите этим аромат чая, ждете, пока он простынет, требуете огня, чтобы закурить сигару: с горем вижу, что вы не настоящий чаепиец. Осмотритесь кругом, кто делает так? Вот хоть бы, примерно, наши соседи –истинные любители чаю, и пьют его с толком, даже с чувством, то есть совершенно горячий, когда он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение ... Они знают, что всякая примесь портит чай, что он, как шампанское, должен быть цельный, – и пьют его чистый, убежденные, что лишь одним иностранцам простительно делать из него завтрак, и пьют вприкуску, понимая, что сахар употребляется для подслащивания, а не для рассиропливания чаю. Смотрите дальше – у всех такой же вкус, такая же разборчивость, точно мы в Китае, где мудрецы-императоры сочинили законы и о том, как пить чай. Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите, как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья».

Зайдем куда-нибудь в другое, не столь благообразное заведение: представится то же самое зрелище – все кушают благоуханный нектар. Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку; чаем запивает магарычи компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход».

Еда
6,93 млн интересуются