Найти тему
Чаепитие «по поводу»
В нашей «чайной» виртуальной художественной галерее – новые жанровые картины. На этот раз чаепитие в них не центр сюжета, но одна из главных составляющих события, в честь которого собрались герои. Исторический и жанровый живописец, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николай Васильевич Неврев был выходцем из московской купеческой семьи небольшого достатка. Поэтому сцены из жизни купцов ему хорошо удавались. На картине 1866 года «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» чайный стол «отдан» хозяйке дома и гостьям...
19 часов назад
«Угощены были чаем и куличом»
«Выставка пасок, куличей и красных яиц на каждом рынке и почти в каждой овощной лавочке придает преддверию этого великого на Руси «праздника из праздников» особенный вид; люблю я в это время бродить по улицам, по рынкам: немало встретишь картин и групп, чисто русских, родных, не лишенных поэзии, — они как бы слегка дадут возможность убедиться, что... не совсем сгинули на Руси среди современной безурядицы хорошие обычаи старого…». Так писал в 1865 году в «Очерках Москвы» беллетрист, драматург и знаток купеческого быта Александр Сергеевич Ушаков...
3 дня назад
Портретное чаепитие
Продолжаем наши художественно-декоративные чайные сюжеты. В 1846 году сын коллежского советника и служащего Комиссариатского департамента в Санкт-Петербурге Прокофий Егорович Пушкарев написал «Семейную картину», на которой в «интерьерах» изобразил свою семью. Императорская Академия художеств, где Пушкарев учился, наградила его за картину серебряной медалью первого достоинства и аттестатом первой степени. На ежегодной же выставке ученических экзаменационных работ «Семейная картина» удостоилась положительного отзыва: «Между ними есть недурные – внутренность квартиры с портретными фигурами г...
5 дней назад
«В одну руку взяла ситечко, а в другую чайник»
Старинный чайный обиход подразумевал использование ситечка. Ситечки с ручкой (или ситечко-ложка) были удобны для чашки или стакана, ситечки-ведерки подвешивали к носику заварочного чайника, цепочкой были снабжены ситечки-заварники в виде яйца или шарика. Посмотрим на ситечки из музейных собраний. В Государственном Эрмитаже хранится фарфоровое ситечко с ручкой, сделанное в середине XVIII века на Невской порцелиновой мануфактуре (которая с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом»)...
6 дней назад
«Дома был приготовлен чай с пирожным»
Чай с пирожными! Что вы представляете при этих словах? Эклеры, корзиночки, слоеные трубочки? Однако, слово «пирожное» не всегда обозначало «штучное кондитерское изделие» и не всегда «сочеталось» с чаем. Известно, что русская царская и боярская кухня XVI-XVII веков была богата пирогами и другой выпечкой. Пироги с разнообразными начинками подавались между горячими блюдами, потом наступал черед пирогов с ягодами и другого сладкого теста. Так появилось слово «пирожное» – то есть подача в ходе трапезы...
670 читали · 1 неделю назад
С товарищем за самоваром
Тему небольшой подборки «чайных» картин навеяло название картины художника и литографа Ивана Абрамовича Клюквина (1818-1868) – «У товарища за самоваром (в Петергофе)», написанной в 1837 году. Уроженец Торопца, сын крепостного, Клюквин в 1834 году стал вольноопределяющимся учеником Санкт-Петербургской Академии художеств и подопечным Общества поощрения художеств, а в 1840 году получил звание неклассного художника. В его картине «У товарища за самоваром (в Петергофе)» интересно все: и интерьер, и пейзаж, и костюмы, и конечно же, сервировка чайного стола пушкинской эпохи...
328 читали · 1 неделю назад
Чай из капустных листьев или история одного сервиза
В XVIII веке во Франции, на Севрской королевской фарфоровой мануфактуре создали сервиз Feilles de choux – «Капустные листья». Название было дано по зубчатому орнаменту, напоминавшему о листьях декоративной капусты. Некоторые предметы из «Капустных листьев» были в том же XVIII веке привезены для русского императорского двора, а в 1848 году император Николай I повелел изготовить на Императорском фарфоровом заводе по образцу французского «новый богатый фарфоровый сервиз» на 250 персон. Теперь сервиз «Капустные листья» предназначался для парадных приемов в Большом Петергофском дворце...
1 неделю назад
«Теперь давайте пить русский чай с лимоном»
В популярной литературе часто встречается утверждение: класть лимон в чай придумали в России. Скорее всего, так и есть. По крайней мере в отечественной литературе XIX – начала ХХ века герои произведений часто спрашивают гостей: «Не хотите ли чаю? Вам со сливками или с лимоном?», а также домашних: «Чай есть? Лимон есть?» А Елена Ивановна Молоховец в своей книге «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», впервые изданной в 1861 году, при сервировке чайного стола рекомендовала выкладывать нарезанный лимон на хрустальные тарелочки...
238 читали · 2 недели назад
«Ничего не могло быть вкуснее чая карамзинского салона»
Одним из ярких явлений светской и литературно-художественной жизни русского образованного общества первой половины XIX века были салоны. Особое же место в культуре Санкт-Петербурга занимал салон в доме знаменитого историографа и писателя Николая Михайловича Карамзина. Здесь говорили только по-русски, а одним из «героев» угощения был чай. Салон, где по воспоминаниям современников «собиралась самая культурная и образованная часть русского общества», сложился еще при жизни Николая Михайловича Карамзина...
162 читали · 2 недели назад
«Закипай, мой самовар!» или поэзия Серебряного века
Самовар Серебряного века Одним из поэтов, прозаиков и литературоведов Серебряного века был Борис Александрович Садовской (настоящая фамилия Садовский;1881-1952). Он родился в Ардатове Нижегородской губернии; отец его происходил из духовного сословия и как заметный общественный деятель Нижнего Новгорода стал потомственным дворянином. Место рождения, очевидно, определило привычки: «мы водохлебы по преданью нижегородской старины», «страшно жить без самовара» – напишет о себе со временем Садовской. Писатель...
2 недели назад
«Подали чай по-русски с сахаром»
Знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов, приступая в 1792 году к изданию журнала «Зритель», писал: «Без стихов ежемесячник – как пища без питья или как чай без сахару». В 1846 году была опубликована пьеса Ивана Сергеевича Тургенева «Безденежье». В одной из ее сцен главный герой – прибывший из деревни в Санкт-Петербург молодой дворянин – требует с утра у слуги «поскорей чаю». Услышав: «что сахар вышел-с», возмущается: «Знать ничего не хочу! Без чаю мне сегодня остаться что ли, по-твоему?». Как вы, уже догадались, наша статья будет посвящена чаепитию с сахаром...
331 читали · 3 недели назад
«Первым нашим делом было напиться чаю»
Редко какие путевые заметки XIX века обходятся без упоминания чая. На этот раз мы нашли их в дневнике молодой дворянки Юлии Петровны Перцовой, которая в декабре 1839 года отправилась с родными из Казани в Санкт-Петербург. Юлия Петровна Перцова (1812-1852) была седьмым ребенком в большой (восемь сыновей и пять дочерей) семье Петра Алексеевича и Марии Ивановны Перцовых. В 1815 году супруги переехали из Смоленска в купленное имение Хотня, что располагалось в 90 верстах от Казани (сейчас Хотня – село в Арском районе Татарстана)...
293 читали · 3 недели назад