Найти тему

1616/arita: от истоков к современности. Как знаменитая японская керамика Арита появилась в доме каждого японца

Оглавление
Терухиро Янагихара, креативный директор 1616/arita
Терухиро Янагихара, креативный директор 1616/arita

Керамика: Япония и Европа

«В настоящее время люди ценят Арита-яки как красивый предмет, выставленный в музее. Но они не используют его в повседневной жизни. Наша задача – изменить этот подход. Для этого нам нужно прислушаться к тому, что нравится людям в других странах» — говорит Терухиро Янагихара.

Гончарное искусство — один из популярных видов прикладного искусства японского народа. Японская керамика существует почти 7 тысяч лет. За время развития в ней сложились определённые традиции, которые чтятся и бережно хранятся мастерами современности. Гончарное производство подразумевает изготовление керамики — изделий, изготовленных из глин или их смесей с минеральными добавками и проходящих обжиг. К керамике относятся: фарфор, фаянс, майолика и др.

Керамика Японии периода Средний Дзёмон (2500-1500 гг. до н.э.)
Керамика Японии периода Средний Дзёмон (2500-1500 гг. до н.э.)

Европеец привык к разделению арт-производства на изящные искусства — живопись, скульптуру — и ремесло, к которому относится керамика. Но такая классификация не соответствует взглядам японцев. Рассмотрим некоторые различия между японскими и европейскими гончарными изделиями.

Первое, что важно отметить — японская керамика была утилитарной и «красивой» одновременно. Европейцы привыкли к тому, что если произведение изящное и представляет художественную ценность, то его не стоит постоянно использовать, чтобы не испортить.

Чего не скажешь про японцев. В стране восходящего солнца распространен стиль «ваби-саби», где ваби — «непритязательная красота», саби — «налет старины, умиротворение одиночества». Производственный брак не считался проблемой, он придавал индивидуальность, характер произведению. Неровные формы, подтёки — всё это считалось абсолютно нормальным и даже «красивым».

Второе различие связано с тем, что в Японии распространена реставрация «кинцуги» — реставрация золотом — и «гинцуги» — реставрация серебром. Когда изделие разбивалось, части склеивали специальным веществом, в состав которого входила золотая или серебряная крошка. Реставрации удостаивались далеко не все керамические произведения, но наличие этой техники на каком-либо предмете показывает, что перед нами — подлинный шедевр со своей историей.

Теперь нам становится понятнее, чем отличается японская керамика от европейской. Есть и другие различия, например, использование керамики в социальных практиках. Керамика «Ниппонии» становится востребованной.

В эпоху Эдо (1600-1868) у японцев появилась не только бытовая потребность в предметах гончарного ремесла. Сформировались социально-значимые практики: чайное действие (тя-но ю), искусство аранжировки цветов (икебана), ландшафтная архитектура разных форм. Керамика играла в них важную эстетическую и содержательную роль.

Чайная церемония. Фотография начала ХХ века
Чайная церемония. Фотография начала ХХ века

Существуют разные мастерские, стили и виды гончарных изделий. Например, керамика раку, используемая традиционно в японской чайной церемонии.

Тяван. Стиль – черный Раку. Кензан II. Начало XVIII века. Киото
Тяван. Стиль – черный Раку. Кензан II. Начало XVIII века. Киото

Какиэмон — стиль росписи японского фарфора, получивший своё название от имени своего основателя — Сакаида Какиэмона. Этот стиль не раз повторялся в европейской росписи по фарфору, например, в немецком мейсенском фарфоре.

Одним из ранних видов японской керамики была Арита-яки, по-другому Имари. Керамика арита считается первым этапом становления фарфоровой промышленности в Японии.

Восьмиугольный кувшин Имари. Арита. 18 век. Художественный аукционный дом Lempertz, Германия
Восьмиугольный кувшин Имари. Арита. 18 век. Художественный аукционный дом Lempertz, Германия

Арита-яки: история

В XVI веке Тоётоми Хидэёси, военный и политический деятель Японии решил завоевать Корею. Этого у него, конечно, не получилось. Но в качестве «трофеев» он смог вывезти мастеров гончарного искусства вместе с их семьями. Среди них был Ри Сампэй, присоединившийся к самурайскому дому Наосигэ.

Портрет Тоётоми Хидэёси
Портрет Тоётоми Хидэёси

В 1616 году он обнаружил залежи белой каолиновой глины, из которой делают фарфор, на горе Идзуми. Она находится рядом с Арита. В этом месте и основалась гончарная мастерская, где впоследствии стали делать керамику Арита-яки, дословно: «обожжённый в Арита».

Название Имари распространено больше в Европе. Его керамика получила из-за своего местоположения. Город Арита находится в префектуре Хидзэн (сейчас Сага) возле порта Имари, куда привозились гончарные изделия на экспорт.

Ранние изделия (1620-1670) носят название «ко-Имари», «ранняя керамика Имари». Они не отличались высоким качеством и аккуратным исполнением, росписи были небрежными и не отточенными. Однако, от этого изделия не считались плохими. Фарфор изначально производился для дома Наосигэ или в качестве подарков. Вскоре Арита-яки приобрела большую популярность и распространилась по всей Японии.

Примеры изделий ко-Имари из собрания ГМВ
Примеры изделий ко-Имари из собрания ГМВ

В Японии и в Европе популярен был китайский бело-голубой фарфор. Многие мастерские стремились к его повторению. С самого начала его создания многие мастерские из разных стран пытались повторить неподражаемую белую глянцевую поверхность, дающую полупрозрачный вид дымки под светом.

В Китае в 1644 году сменилась династия Мин, из-за чего поставки фарфора на экспорт приостановились. В этот момент на сцену вышел фарфор из Ариты, активно экспортируемый голландцами в Европу. Изделия имари распространились по всему миру.

С течением времени мастерство гончаров росло и изящество изделий вместе с ними. К синему цвету начали добавляться другие: красный, жёлтый, зелёно-голубой. Для большей декоративности могло использоваться золото.

Сейчас выделяется несколько стилей Арита-яки.

1. Какиэмон

Да, выше о нём вскользь упоминалось, но не говорилось о том, что колыбелью этого стиля является город Арита! Термин «какиэмон» используют для определения превосходного белого фарфора, декоративно расписанного бирюзовой, жёлтой, голубой и красной глазурями или только подглазурной синей краской. Этот стиль оказал огромное влияние на фарфор Мейсен в Германии.

2. Набэсима

Этот стиль также известен пёстрым украшением. Росписи были вдохновлены элементами кимоно. Рисунки отличаются элегантной, правильной формой.

3. Кинрандэ

Стиль характеризуется тем, что к цветам, используемым предыдущими двумя стилями, добавляется ещё золотой или серебряный орнамент. Преобладают красные глазури.

Вторая мировая война: её влияние на производство керамики Арита

В период Второй мировой войны для гончарных мастерских всей Японии настали тяжёлые времена. Мастерам из города Арита удалось не только сохранить традиционную технику, но и улучшить её.

После войны мастера стали делать посуду для ресторанов, занимались художественными и декоративными изделиями. Чуть позже ориентиры производителей сместились на обычных людей. Мастера начали создавать утварь для их домов.

1616 / arita

Несмотря на богатую историю и сохранение традиций во время войны, фарфоровая промышленность в регионе Арита находилась в состоянии упадка в конце XX — начале XXI веков. В 2012 году Момота Тоуэн создал торговую компанию «1616/arita». Предки Момоты занимались обжигом в печах Ариты с 1647 по 1871 годы. Страсть к гончарству мастер унаследовал от них и до сих пор продолжает создавать изделия с помощью печей Арита.

Момота Тоуэн
Момота Тоуэн

В 2012 году также открылся Миланский салон, участие в котором приняла и новая компания. 1616/arita быстро завоевала высокую репутацию у заинтересованных лиц в области дизайна.

Для разработки лучшего дизайна и концепции для новой торговой марки, Момота Тоуэн пригласил к работе дизайнера Терухиро Янагихара, который на данный момент является креативным директором 1616/arita. Он разработал свою серию посуды Standard, а также пригласил дизайнеров Scholten&Baijings. Они в свою очередь разработали собственную линию под названием Colour Porcelain.

Терухиро Янагихара и голландские дизайнеры Scholten&Baijings
Терухиро Янагихара и голландские дизайнеры Scholten&Baijings

Дизайнеры в своих сериях смешивают азиатское мастерство с европейской культурой. Главной своей задачей Терухиро Янагихара видит возвращение фарфоровой промышленности Ариты тот статус, которым она пользовалась в 17-18 веках.

В 2016 году Терухиро Янагихара с 16 дизайнерами создали проект «2016/project». Дизайнеры проекта посетили 10 разных гончарных мастерских и внимательно изучили техники изготовления. Одни дизайнеры работали над созданием доступной посуды для массового производства, а другие работали над изделиями ограниченной серии, в которых используются особые ремесленные навыки.

По словам Терухиро Янагихары «2016/project – не только выпуск новой посуды arita, но и создание модели, которая может повлиять на другие отрасли промышленности префектуры Сага, чтобы они пошли по тому же пути».

Сейчас в коллекции 1616/arita 4 серии дизайнерской посуды, разработанных японскими и зарубежными дизайнерами.

1616 / STANDARD: Терухиро Янагихара

Терухиро Янагихара разработал серию керамики, используя традиционную технику немного с другим составом глины. В глину добавляется размельчённый щебень, что придает керамическим изделиям чрезвычайную прочность, термостойкость и устойчивость к пятнам даже без глазури. Специальное вещество, добавляемое в глиняную массу, придает изделиям из серии STANDARD характерный светло-серый матовый оттенок.

Изделия не имеют определённых функций и допускают различные комбинации и способы использования. Квадратные блюда можно использовать и как тарелки, и как подносы; маленькие круглые тарелки могут стать крышками; маленькие чашки, предназначенные для эспрессо, можно использовать и как чашки для японского саке.

1616 / Colour Porcelain: Scholten & Baijings

Основываясь на обширных исследованиях керамики Арита и анализе местных исторических шедевров, голландские дизайнеры создали серию с использованием типичных японских цветов: акварельно-голубой, светло-зелёный, красно-оранжевый, охра. Scholten & Baijings переосмыслили и применили цвета в новых сочетаниях для высокофункциональной посуды, которая по-прежнему отражает типичную цветовую гамму Арита-яки.

Композиции выполнены в различных текстурах и оттенках глазури, сочетаясь с естественной белизной фарфора. Серия демонстрирует оригинальный европейский взгляд на японские традиции.

1616 / Outline: Пьер Шарпен

Французский дизайнер Пьер Шарпен создал серию, следуя традициям Арита-яки в области декорирования. Он разработал коллекцию, уделив особое внимание взаимосвязи формы и декора. Края изделий декорированы, они создают мотив постепенного затенения. Благодаря ему появляется впечатление чистоты и ослепительной белизны всего изделия.

1616 / Clay: Сесилия Манц

Датский дизайнер Сесилия Манц создала коллекцию фарфоровой посуды из 47 предметов в сотрудничестве с 1616/arita и тремя специально отобранными керамическими мастерскими, расположенными в городе Арита. Ассортимент продукции предназначен как для японской, так и европейской кухни. Дизайн отчасти строгий, отчасти мягкий, с плоскими и глубокими, низкими и высокими элементами.

Арита славится своей фарфоровой глиной, на чем и сделан акцент в этой серии. Для коллекции используются две фарфоровые глины: классическая мелово-белая и необработанная натуральная серая. Часть набора глазурирована, часть нет.

Компания 1616/arita – симбиоз двух культур: европейской и японской. Вместе они создают восхитительные по своей функциональности и декоративности предметы, которые могут оказаться и в вашем доме. Сейчас дизайнеры работают над новыми коллекциями, которые мы совсем скоро увидим.

С коллекциями можно ознакомиться на сайте.

Текст: Образцова Ева

Редактор: Ушенина Вероника

Еда
6,93 млн интересуются