Наткнулся в новостях на сообщение о том, что первая партия непальского чая была ввезена в Китай через Киронг (он же Гьиронг, он же Цзилун и куча других вариантов — обычное дело для тех мест со множеством разных языков). В Китай из Непала ввезли игольчатый чай — наши непальские коллеги хорошо его делают, как белый, так и черный. А нашим китайским коллегам нравится, что он качественный и недорогой. Все счастливы, никто не виноват.
Ну а я, с вашего позволения, использую эту новость как повод рассказать немного о китайском чайном импорте. Потому что он, во-первых, есть. И, во-вторых, в нем есть загадка.
Китай ежегодно импортирует немногим более 40 тысяч тонн чая. Это совсем слезы относительно общих объемов китайского чайного рынка, на котором ежегодно оборачивается, напомню, примерно 3-3,5 миллиона тонн чая. И даже относительно китайского чайного экспорта, который составляет примерно 350-400 тысяч тонн в год, 40 тысяч тонн импорта — это немного. Но вообще, безотносительно других показателей китайского чайного рынка, 40 тысяч тонн чая — это нормально так. Россия, например, импортирует что-то около 130 тысяч тонн чая в год. А Казахстан — примерно 30 тысяч тонн чая в год.
Три четверти чайного импорта в Китай — примерно 30 тысяч тонн — это черный чай. В заметных количествах в Китай ввозятся зеленый чай и улун — по 8 и 2,5 тысячи тонн в год соответственно. Остальное — по мелочи. И в эту мелочь, кстати, в статистических отчетах включается мате. Я сомневаюсь, что это делают сами китайцы — включение мате в чайную статистику характерно для разных глобальных контор, которым с высоты своих офисов не разглядеть, чем камелия китайская отличается от падуба парагвайского.
Но самое интересное в китайском чайном импорте — это, конечно, список продавцов. Понятное дело, что в Китай ввозится какое-то количество фасованного чая известных европейских, американских, сингапурских и японских брендов. Но это какое-то количество очень невелико. В более или менее заметных объемах, на уровне 3-6 тысяч тонн в год, Китай закупает чай в Мьянме, Индии, Индонезии и Вьетнаме. С Мьянмой-Бирмой все понятно, там Юньнань рядом и о китайско-мьянмарской пуэрной интеграции все знают. Вьетнам, скорее всего, продает в Китай недорогой зеленый и черный чай и улун — причем ключевое слово тут «недорогой». Индия и Индонезия — черный. Куда и как индийский и индонезийский чай расходятся по Китаю, мне не представить. Там есть небольшой спрос на Дарджилинги, что-то, возможно, идет на купажи в европейском стиле, что-то — на изготовление специфических продуктов типа купажей для гонконгского чая. Короче, расходится как-то.
Ну а главным поставщиком чая в Китай является Шри-Ланка. Откуда в Китай в 2022 году, например, было экспортировано примерно 12 тысяч тонн чая. И вот этот цейлонский импорт как раз и является той самой загадкой, о которой я говорил выше.
Дело в том, что цейлонский чай очень однороден по своим рыночным и потребительским характеристикам. Цейлонский чай — это почти всегда черный листовой (не гранулированный) чай с высокой для массовой международной чайной торговли средней ценой и более или менее стабильными сенсорными характеристиками.
Еще раз. У цейлонского чая стабильные свойства и в Китае есть на него стабильный спрос. Ну то есть какие-то свойства цейлонского чая, во-первых, достаточно высоко ценятся китайскими потребителями и, во-вторых, не могут быть стабильно повторены китайскими производителями чая.
Это замечательный вкусовой квест, на самом деле. Понятное дело, что стилистически цейлонский черный чай очень сильно отличается от цихунов, дяньхунов, сяочжунов, цзиньцзюньмэев и других китайских и тайваньских черных чаев. Но отличается — не значит ценится. А если судить по объемам импорта, есть в цейлонском черном чае какая-то фишечка, благодаря которой на него есть стабильный спрос в Китае.
Ну и вопрос, собственно, именно в том, что это за фишка. Специфическая танинность? Фирменная строгая горчинка с намеками на цитрусы? Приятный тон зеленого перца и разных других неуловимых специй? Прекрасная сочетаемость с разными добавками, хоть с травами, хоть с условным лимоном? Универсальная гастрономичность?
Если у вас есть предположения, дайте знать, пожалуйста.