На прошлой неделе после нападения хуситов в Аденском заливе затонул британский сухогруз «Рубимар». Как сообщили бойцы «Ансар Аллах», по кораблю были выпущены две ракеты, которые причинили «катастрофический ущерб» и вынудили экипаж покинуть судно. Правительство Великобритании подтвердило, что экипаж был доставлен в безопасное место, и осудило нападение как «совершенно неприемлемое». Но никакого ответа на удар не последовало.
Вышесказанное в очередной раз подтверждает факт снижения британского влияния в море. Но «морское господство» Великобритании строилось на двух столпах: военной мощи и страховом рынке. Военный аспект сегодня мы оставим за скобками, о нем уже говорилось на канале, и обратим внимание на зарождение и развитие страхования. Эта история не менее интересна.
Главный из главных
Говоря о страховом рынке Британии, чаще всего можно делать знак равенства с Lloyd’s of London (Ллойд) – но это нетипичная страховая компания. Это рынок, на котором индивидуальные и корпоративные участники, известные как страхователи (в английском underwriters), принимают на себя риски и выплачивают претензии в обмен на премии.
Lloyd’s славится страхованием необычных и сложных предметов, таких как спутники, части тел знаменитостей и даже Лохнесское чудовище. Среди прочего компания также застраховала некоторые из самых выдающихся достижений инженерной мысли и исследований в истории, такие как строительство Эйфелевой башни, первый трансатлантический полет и космические миссии «Аполлон».
Но как Ллойд стала такой доминирующей силой в мировой страховой отрасли?
Непростая кофейня
История Lloyd’s начинается в 1688 году, когда Эдвард Ллойд открыл кофейню на Тауэр-стрит в Лондоне. Уже тогда порт английской столицы считался одним из главных в мире. Вскоре заведение привлекло моряков, судовладельцев и торговцев, которые приходили обмениваться новостями и информацией о судоходстве и торговле.
Ллойд спустя какое-то время на базе обширных связей владельца начала предоставлять надежную информацию о морских делах, таких как погода, приливы и передвижение вражеского и пиратских флотов. Компания издавала информационный бюллетень под названием «Новости Ллойда», который позже превратился в «Список Ллойда», старейшую постоянно издающуюся газету в мире.
Когда кофейня стала центром коммерческой деятельности, некоторые посетители начали предлагать судовладельцам страховые услуги. Они записывали свои имена и размер риска, который они готовы взять на себя, на листке бумаги. Его затем прикрепляли к основному документу. Эта практика породила термин «андеррайтер», поскольку под риском они буквально писали свои имена. Андеррайтеры (страховщики) сформировали ассоциацию и в 1774 году переехали на Королевскую биржу, где основали Общество Ллойда.
Рынок страхования возник и развился в Англии из-за растущего спроса на защиту от морских опасностей и неопределенности в торговле. Британия была крупной морской державой в XVII и XVIII веках с обширной сетью колоний и торговлей по всему миру.
Рассвет и закат
Расширение торговли и исследований также увеличило подверженность рискам, таким как кораблекрушения, пиратство, войны и пожары. Страхование позволило передать и разделить риск между несколькими сторонами, тем самым сократив потенциальные потери.
Доминирование британского флота в мировом океане было одновременно причиной и следствием развития страхового рынка. С одной стороны, британский флот обеспечивал и защищал торговлю и транспортировку товаров и людей, что создавало необходимость и возможности для страхования. С другой стороны, страховой рынок поддерживал и финансировал британский флот, что позволяло ему сохранять и расширять свое военно-морское превосходство. Рынок страхования также способствовал развитию других отраслей и секторов, таких как банковское дело, судоходство и производство, что способствовало экономическому и политическому могуществу Великобритании.
Lloyd’s вскоре стал ведущим рынком морского страхования, поскольку предлагал гибкость, опыт и репутацию. Страховщики Ллойд смогли адаптироваться к меняющимся потребностям и предпочтениям клиентов и предоставить индивидуальные решения для сложных и необычных рисков. Когда мир вступил в индустриальную эпоху, Lloyd’s расширил сферу своей деятельности и диверсифицировал свой портфель. Он начал предлагать страхование неморских рисков, таких как пожар, жизнь, несчастный случай и ответственность.
Мировые войны XX-го века создали для Ллойд беспрецедентные проблемы, но в то же время открыли невиданные возможности. С одной стороны, компания понесла большие потери от уничтожения кораблей, самолетов и имущества действиями противника. С другой — она сыграла жизненно важную роль в поддержке военных действий, обеспечив страхование союзных войск, торгового флота и военной промышленности, закрепившись на государственном рынке.
В современное время Ллойд остается важным участником рынка, в том числе морских перевозок, продолжая решать проблемы судовладельцев, в первую очередь европейских. Среди успешных кейсов в послужном списке компании в свое время были договоренности с сомалийскими и нигерийскими пиратами. О них, кстати, еще стоит отдельно поговорить.
Однако возвращаясь к Британии. История с хуситами показывает, что теперь все меньше происходящего на море и главных транспортных коридорах зависит от Лондона. Конечно же, Ллойд не закроется от действий бойцов в Йемене, но эпоха глобального британского влияния на море подошла к концу. И точку в этом поставили не высокотехнологичные державы, а простые боевики в шлепках, держащие в руках автоматы Калашникова и жующие кат.
Подписывайтесь на Телеграм-канал и Вконтакте.