Флагман британского флота авианосец HMS Queen Elizabeth не смог выйти в море из-за поломки, что автоматически отменяет его присутствие на учениях НАТО у берегов Норвегии. До этого на базе в Бахрейне произошло столкновение двух минных тральщиков Королевского военно-морского флота Великобритании HMS Chiddingfold и HMS Bangor. В результате группировка на время лишись сразу двух из порядка десяти развернутых там судов, уже вызвал критику британцев в сторону военных.
Однако проблема британского флота куда масштабней, чем неисправности трех кораблей. И началась она задолго до безрезультативной операции по деблокированию Ормузского пролива и борьбе против движения «Ансар Аллах».
Хуситский вопрос
Перекрытие Красного моря для кораблей дружественных Израилю стран серьезно ударило по экономике Европы. Негативное влияние особенно заметно в Великобритании, где власти уже имеют горький опыт.
История с блокированием Суэцкого канала кораблем Ever Given весной 21 года вылилась в нехватку базовых продуктов питания и ежедневно обходилась экономике Туманного Альбиона в несколько миллионов долларов. И все это на фоне последствий локдауна в борьбе с Covid-19.
Неудивительно, что сейчас для сохранения рейтингов британские власти готовы с пристрастием доказывать, что не позволят сценарию повториться, да еще и по вине «каких-то там хуситов». Отсюда участие в операции США «Страж процветания», хоть оно и ограничивается лишь работой базирующей на Кипре авиации в виде самолетов ВВС «Тайфун», применяющих управляемые бомбы Paveway IV, а также символической отправкой эсминца HMS Diamond в поддержку американской группировки. Однако ничем кроме отражения «самой сложной атаки противника» британцы пока так и не отметились, не сыграв в борьбе с «Ансар Аллах» никакой роли.
И тут появляется вопрос, а могли ли британцы выставить против хуситов более серьезные силы?
Был статус, а что теперь…
История военного флота Британии охватывает длительный период времени, однако наиболее показательным и наглядным будет момент с середины XVII-века до начала Первой мировой войны. Именно тогда британский флот смог завоевать себе господство на море, что усилило имперские амбиции Лондона. Битва при Трафальгаре в 1805 году, когда адмирал Нельсон одолел французско-испанский флот, надолго закрепила понятие Pax Britannica.
Британская империя имела порядка 150 линейных кораблей, на двух десятков из которых было больше 90 пушек, а также несколько сотен судов меньшего класса. Это позволяло решать не только военные задачи в многочисленных неспокойных колониях, но и сдерживать потенциальных противников, даже не задействуя весь флот.
Однако уже в XX-веке от былого величия остались лишь воспоминания. К 1960-м общее количество судов Королевского флота едва превышало 200 единиц. К 2000-м ситуация стала еще хуже – их было уже меньше сотни, а сегодня в составе Военно-морской службы лишь 68 единиц техники.
Безусловно, современные технологии и задачи требуют гораздо меньшего числа судов. И оценка военно-морской мощи основывается на комплексе факторов, в том числе стратегическом охвате, технологических достижениях и прочем. Вот только и тут Великобритания оказывается позади своих глобальных конкурентов.
Согласно рейтингам экспертов, если в 2022 году Королевский флот находился на 4 месте после США, Китая и России, то в последнем докладе WDMMW он уже на 9. Тогда как первые три места не изменились. И связано это падение британцев сразу с несколькими структурными проблемами.
Проблемы есть, а где решение?
В первую очередь на качество военно-морских сил влияет нежелание британских властей вкладываться в это направление. На протяжении многих лет финансирование Королевского флота подвергалось существенному сокращению. И если в отдельные года формально бюджет ВМФ был больше, с поправкой на инфляцию он оказывался в лучшем случае на прошлом уровне.
Из-за «борьбы за каждую копейку» британские военные долгое время не имели возможности управлять самолетами с авианосцев, флоту пришлось досрочно вывести из эксплуатации два своих старых фрегата, прежде чем в строй вступили новые, а также списать 24 старых самолета «Тайфун» и парк транспортных самолетов «Геркулес».
В дополнение к этому наблюдается нехватка военнослужащих. Желание ввести в строй в ближайшее время два новых авианосца Королевского флота, включая их сопровождение, еще больше усугубляет уже существующий дефицит кадров. Кроме того, данная проблема вынуждает британское командование рассматривать возможность вывести из эксплуатации два отремонтированных фрегата HMS Argyll и HMS Westminster, так как к ним банально нет команды.
И хоть адмирал Эдвард Ольгрен, комментируя столкновение двух минных тральщиков в Бахрейне, утверждает, что моряков обучают по самым высоким стандартам, сам инцидент противоречит его же словам. Подготовка в довесок к отсутствию людей явно оставляет желать лучшего.
При этом Лондон регулярно сокращает общее количество военнослужащих, ставя целью за ближайшие десять лет уменьшить показатель на треть от текущего.
И все это накладывается на стареющий флот, который очень медленно проходит модернизацию, а приобретение новых кораблей задерживается из-за и перерасхода средств.
Британские военные корабли и так стараются выходить из портов лишь в случае острой необходимости, но даже при такой осторожности за последние несколько лет Королевский флот столкнулся с поломками во время маршей.
Из недавнего можно вспомнить, как крупнейших из двух авианосцев HMS Prince of Wales оказался неисправен по пути на учения в США и был вынужден дрейфовать в водах, ожидая ремонта. Отметился и задействованный в операции против хуситов HMS Diamond. У него выходила из строя одна из газовых турбин, а экипаж нередко сталкивался с полным отключением электроэнергии из-за проблем с двигательной установкой.
Приведенные выше факторы являются серьезным ограничением возможности ВМС не только распространять свое влияние и решать вопросы безопасности, но и патрулировать собственные воды.
Розовые грезы и черная реальность
Военное командование Британии планирует в течение следующего десятилетия запустить в производство семь новых классов кораблей и увеличить число фрегатов и эсминцев. Однако очень спорно, чтобы это решение, даже в случае его реализации, повысило военный потенциал британского флота.
Операция против хуситов наглядно демонстрирует ошибочность военной стратегии стран Запада, которая заключается в акценте на сверхдорогие и сложные технологии. Лондон заявляет, что потратит более 510 млн долларов на модернизацию системы ПВО Sea Viper после опыта отражения ракет хуситов. При этом к ее эффективности уже есть вопросы. Sea Viper может запускать восемь ракет менее чем за десять секунд, однако каждая ракета стоит более 1,3 млн долларов, что делает масштабную работу если не невозможной, то очень дорогой для бюджета.
И тут можно вспомнить, а что же собственно используют для атак бойцы «Ансар Аллах». Можно даже не брать в расчет построенные Ираном в 90-е годы на базе советских ракет системы серии Falaq и более современные Fajr-4, способные поражать цели на большой дистанции.
В арсенале хуситов классические многочисленные БПЛА иранского производства, беспилотные надводные, а возможно и подводные суда, которые демонстрировались Корпусом стражей исламской революции (КСИР) на фоне накала противостояния с США после убийства Касема Сулеймани. Главные достоинства иранского вооружения – дешевизна, простота и массовость.
В случае продолжения противостояния в Красном море каждый день борьбы хуситам будет обходиться в несколько сотен тысяч долларов, тогда как «западной коалиции» – минимум в несколько миллионов. В условиях экономического кризиса это непростительная роскошь не только для Великобритании, но и США. Тем более, что прошлый опыт борьбы с «Ансар Аллах» во время гражданской войны в Йемене показал, что удары по военным объектам движения не уменьшают его потенциал. Тем наглядней ошибочность ставки Запада на «сверхтехнологии будущего».
Умение правильно анализировать опыт настоящего и менять планы на будущее – это путь к успеху. Но именно этого британцы оказались лишены, расслабившись на фоне победы Запада в Холодной войне, а также лелея воспоминания о своем историческом статусе «правителей морей». Но сегодняшняя Великобритания лишь тень от той империи, которой она все еще по привычке себя считает.
Подписывайтесь на Телеграм-канал и Вконтакте.