Найти тему

Пупки, брюшки, теша или завтрак по интересам

Завтрак у нас с женой сегодня был общий, но по индивидуальным интересам. Общим был кофе, а также совместное времяпрепровождение. А в остальном каждому своё. Для Лены булочка с маком, а для меня малосольная тёша.

За булочками я ходил в соседний магазин. Их там всегда завозят по утрам. Свежие, ещё тёплые. Случается, пропущу момент, когда в школе, что неподалеку от нас, перемена, и все булочки расхватают. А бывает и так, что то ли завезли много, то ли школьники не успели проголодаться, и булочки остались. Тогда их на другой день не привозят, а брать приходится вчерашнего дня. Тоже вкусно, если их разогреть в микроволновке, но всё равно со свежими не сравнить. А сегодня повезло, булочки были только что из печи. Лена обе булочки у меня сразу реквизировала и приватизировала. Правда потом, съев одну подобрела, и поделилась половинкой оставшейся.

А у меня основным блюдом на завтрак была слабосолёная теша. Или тёша - так тоже правильно. А ещё тежка - самое лучшее название по мнению глубокоуважаемого мною Владимира Ивановича Даля. Проще говоря, брюшная часть рыбы. Некоторые так и говорят, брюшко или брюшки. А в Якутии некоторые вообще называли эту часть рыбы пупками. Один знакомый якут, уверял нас, в его народе это считается деликатесом. Говорил, что якуты, кочующие с оленями за Полярным кругом, ловят в реках омуля или осетра, вынимают икру, вырезают пупки, а всю остальную рыбу бросают собакам. Не знаю, может быть, он шутил так, хотя рассказывал вполне серьёзно. А может быть, это из разряда олонхо - якутские бесконечные мифологические истории.

Впрочем, должен заметить, что когда мне довелось побывать в якутском поселке Чокурдах, что в устье реки Индигирки, я сам видел, как поселковых собак кормили белорыбицей. Собаки с утра подтягивались на берег реки, ожидая возвращения лодок с рыбаками, уходившими рано утром проверять сети. Усаживались неподалёку и нетерпеливо ждали угощения. Рыбаки, причалив к берегу, тут же начинали сортировать улов. Осетр, нельма, омуль, чир - ценная рыба, которую сразу грузили в тележки. А всё остальное бросали на берег или в воду, если рыба была ещё живой. На мой взгляд, вполне себе отличная рыба типа окуня, леща или голавля. Но в тех далёких краях - это всё "мусорная рыба", потому что с костями, и потому что её "даже собаки есть не станут". И собаки реально её не ели. Сидели ровно и равнодушно провожали взглядами "мусорную рыбу". А потом кто-нибудь из рыбаков бросал им толстенькую тушку омуля или чира, и вот тогда собаки сразу проявляли живейший интерес и отменный аппетит. Правда "пупки" при этом никто не срезал.

Малосольной тешей меня впервые угостил тесть. Сам он вырос в Казахстане, в те времена и в тех местах, где осетр не считался деликатесом. Поэтому к прочей рыбе он тоже, как и те якутские рыбаки, относился с пренебрежением. Но когда случилась Перестройка, многие из нас переосмыслили свои пищевые и прочие ценности. И рыбьи брюшки стали деликатесом. Не потому, конечно, что мы, как те мифологические северные оленеводы, считали остальную часть рыбы не заслуживающей нашего внимания. Совсем нет. Просто красная или белая рыба стали очень дороги, а вот купить немного теши было ещё по карману. Так что тесть брал на рынке брусок замороженных брюшек форели или семги, оттаивал их и солил. Получалось вкусно.

Тесть вообще любил готовить и угощать своей стряпнёй. Последний раз мы виделись с ним в 2012 году, ему уже было 85 лет, он жил один, сам ездил на рынок за продуктами и сам готовил. Мы заехали к нему с сыном, возвращаясь из поездки по Европе. Специально сделали крюк, чтобы повидаться. Он угощал нас рассольником, варёной картошкой, малосольными огурцами собственного изготовления и своей фирменной слабосолёной тешей. И водочки мы с ним попили. Я из Европы привез с собой, но у тестя и своя стояла в шкафчике. Он к этому делу относился без фанатизма, но вполне положительно.

А я вот сам тешу не солил. Покупал вчера на рынке рыбу и увидел её на прилавке. Продавщица сказала, что свежая, малосольная, только-только получили. Я вспомнил тестеву тешу, соблазнился, купил полкило. Обычно я сам красную рыбу солю. Приладился уже, отлично получается. А тут думаю, возьму готовую. И возиться не надо, и цена привлекательная - 750 рублей за килограмм. А семгу для засолки я беру по 1700. Правда там стейки, а здесь брюшки. Но я эту часть рыбы как раз и люблю. Когда Лена запекает пару стейков в духовке, я всегда забираю у неё нижнюю часть с рёбрами, а свои вершки отдаю.

Наш завтрак по интересам.
Наш завтрак по интересам.

Что сказать? Я разочарован. Брюшки жирные, всё как надо, только они уж очень солёные. Чересчур. И очень много отходов. Потому что не только рыбья кожа, но и весомые нижние плавники. Если брать по весу, то чуть ли не половина пошла на отходы. И даже Тильду не стал угощать. Потому что очень много соли. А уж она так намекала, так намекала...

Тильда проникновенно смотрит в глаза, надеясь на понимание.
Тильда проникновенно смотрит в глаза, надеясь на понимание.

Пока Лена накрывала на стол, а я фотографировал, Тильда несколько раз меняла местоположение и укоризненно заглядывала мне в глаза. Чтобы совсем уж не расстраивать собачку, я угостил её домашним творогом. Специально взял на рынке целый килограмм, чтобы не только нам на сырники, но и собаке для укрепления костей и зубов. А творог на нашем рынке недорогой - 250 руб/кг. И вкусный. Не только Тильде нравится, но и я считаю, что сырники из него гораздо вкуснее, чем из магазинного.

Еда
6,93 млн интересуются