Продолжаю свой цикл ненаучных и непопулярных исследований, связанных с миром виски. И сейчас хочу немного поговорить о практике использования сахарного колера в процессе выпуска виски. Добавление E150a – в просторечии спиртовой карамели (он же сахарный колер) – в шотландский виски является обычным явлением, но остается чрезвычайно спорным вопросом. Является ли использование колера просто целью придания однородного цвета или здесь задействован более тёмный мотив? И вот самый интересный вопрос, кто же на самом деле прав, те, кто выступает за использование красителя, или же те, кто против этого.
И начнём с того, что даёт виски использование E150a. Одной из ключевых причин того, что шотландский виски стал (и остается) любимым виски в мире, была способность крупных производителей смешанного вида, как Johnnie Walker например, обеспечивать постоянный уровень качества для потребителей во всем мире. Качество и стабильность сегодня не менее важны, чем 150 лет назад, когда зарождалась мировая репутация виски. Потребители ожидают, что их любимый шотландский виски (будь то смешанный шотландский виски или солодовый) будут иметь один и тот же аромат и вкус и – да – выглядеть одинаково – бокал за бокалом, бутылка за бутылкой. Это показатель подлинности и целостности продукта.
Внешний вид, цвет виски в бокале и в бутылке имеет огромное значение. Если один и тот же виски, но разных партий, будет отличаться по цвету, то многие потребители заподозрят, что им подсунули подделку. Вот почему на протяжении нескольких поколений производители блендов использовали спиртовую карамель, полностью натуральный продукт, чтобы выровнять совершенно предсказуемые цветовые различия между различными партиями виски. Эта практика давно закреплена в Правилах по производству шотландского виски.
Подобные корректировки, хотя зачастую в большем масштабе и направленные на исправление вкусовой консистенции, а также цвета, разрешены и часто практикуются производителями коньяка, арманьяка и других спиртных напитков, включая ром. Они могут включать не только спиртовую карамель, но и дубильную эссенцию со вкусом дуба, известную как буазе, и сахарный сироп для выравнивания вкуса. Но ни буазе, ни сахарный сироп не применяются в производстве шотландского виски, это запрещено законом. Но всегда есть те, кто считает, что сахарный колер влияет на вкус конечного виски в бутылке. Но, при необдуманном использовании это может быть правдой. Но не было бы глупо тратить столько усилий на дистилляцию, выдержку, а затем соединение составляющих виски для получения высококачественного бленда или солодового виски, а затем испортить вкус интенсивной горечью, которую карамельный спирт бы дал? (Да, ребята, E150a - это на самом деле горько, а не сладко!). Перед розливом в огромные чаны для смешивания добавляются лишь незначительные количества спиртовой карамели — тщательно отмеренные и отрегулированные для достижения нужного цветового «оттенка». Проводились эксперименты, но никто из их участников, не нашли влияния сахарного колера на итоговый вкус виски.
Так как большая часть потребителей виски не углубляется в вопросы выдержки виски, как бочки окрашивают его в процессе, то им всегда будет сложно объяснить, что разный цвет виски в бутылках разного периода розлива того же Johnnie Walker Red Label - это нормальное явление, а не то, что в торговую сеть привезли виски «турецкого или польского», а то и ещё какого розлива. Потребитель хочет каждый раз покупать одно и тоже, и первое, на что обращается внимание, это цвет напитка.
И вот тут мы переходим к следующему интересному аспекту использования сахарного колера. Если бы вы знали, что трёхлетний смешанный виски, основные компоненты которого выдерживаются в рефильных бочках, имеет очень бледный цвет, чуть темнее воды, стали бы его покупать? А вот если его слегка тонировать до насыщенного красного дерева, что предполагает возраст и, возможно, некоторое влияние хересных бочек, то триггер к покупке данного напитка возникнет куда быстрее. Искусственный обман? Да, так и есть, и это связано с тем, что с давних времён есть устойчивая потребительская мантра, что если виски (или любой другой выдержанный напиток) тёмный, то это значит, что он старый, а «старый виски всегда лучше, молодого». Согласитесь, многие считают именно так. Уверен, что большинство, когда увидят, что двадцатилетний виски имеет слегка золотистый цвет, не поверят в то, что возраст указан правильно, и даже сделают выбор в пользу более тёмного виски без указания возраста.
Так что мы пришли к тому, что сахарный колер добавляют для выравнивания цвета, а также для придания более привлекательного для покупки вида. И те, кто это делает, совершенно правы в этом, потому что виски — это натуральный продукт, который значительно различается. Не бывает двух одинаковых дистилляций, как и не бывает двух одинаковых бочек. Но вот не все потребители это знают, в итоге и не все производители готовы рисковать и работать только с виски-гиками, которым абсолютно не надо объяснять, что цвет виски на вкус не влияет. Которые предпочитают пробовать виски как есть, без подкрашивания и холодной фильтрации. Только их совсем не так уж и много.
И как много людей спокойно воспримут тот факт, что 30-летний виски может быть бледнее 8-летнего лишь потому, что он выдерживался только в старых рефильных бочках, а молодой - в активных, и вполне возможно, с финишем в винных бочках? Как и то, что ваш любимый виски, каждый полгода будет иметь разный цвет?
Ну а те, кому всё это имеет мало значения, знает нюансы производства виски, всегда найдут продукцию независимых ботлеров, а также ряда винокурен, считающих, что виски должен иметь такой цвет, который ему дала бочка, а не дополнительный краситель. Так что, выбор есть и он всегда за вами.
Употребляйте крепкие напитки умеренно. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ! Всем отличного настроения! Slàinte!