Найти в Дзене
Алёна Коготкова

Как не попасть в маркетинговые сети продуктовой сети "чистого питания"

Оглавление

Приветствую вас, друзья!

Решила собрать воедино свои телеграм-заметки про то, как гуру маркетинга манипулируют потребительским поведением.

То есть НАШИМ с вами поведением. Яркий тому пример — сеть "ВкусВилл".

Вообще я всегда вам повторяю, что тренды создаются не обществом, а теми, кто на этих трендах зарабатывает.

Например, кому выгоден и кто создал тренд на веганство и вообще растительное питание?

Откуда пошла вся эта тема с тем, что молочные продукты вредные, глютен убивает, а от фруктов наша печень превращается в кусок жира?

Ещё года три назад мы гонялись за "органическим" йогуртом, а сегодня — за растительным. Что, простите?

В России микробиологические показатели йогуртов строго оговариваются Законом РФ №88-ФЗ и ГОСТ 31981-2013.
В России микробиологические показатели йогуртов строго оговариваются Законом РФ №88-ФЗ и ГОСТ 31981-2013.

Или вот на полном серьёзе перед самым Новым Годом любимый вопрос от СМИ был: "А правда, что больше двух мандаринов в день съедать нельзя?".

Люди, опомнитесь! Мы съедаем тонны сахара в год! А вы про какие-то мандаринки...

Или вот я утверждаю, что макароны из муки из сверчков — недалёкое будущее и высока вероятность того, что для наших детей это может стать нормой. Вам кажется, что это дикость? Мне тоже. Но поговорим об этом лет через 5, ок?

Или вот мракобесы предлагают пройти сезонную "чистку" безоплатно. Привлекательно? И доктор такой лапушка-душка — мать-отец семерых детей. Как можно многодетному доктору не доверять? Правда, надо ещё купить добавок волшебных и продуктов целебных… И не каких-то там, а конкретно от святого доктора. Они же окроплённые САМИМ!

Или вот другой пример — пройти детокс с диетологом. Уже не безоплатно, но тоже с доплатами — за шоколад от гуру. Какой, простите, шоколад? От гуру! Это вам не "Милка" из супермаркета и даже не 100% шоколад из какао-бобов Fino de Aroma. Это, понимаете, особый шоколад, который можно на детоксе. Другой нииЗЗяя! Только тот, что у автора на сайте. Он же, понимаете, "органический".

Все эти примеры обращают нас к психологическому феномену — "Окно овертона".

Это теория, которая позволяет внедрить в массовое сознание определённый образ, любую идею, какая бы она не была глупая. Это навязывание определенных стереотипов, убеждений и идей в массы, с определённой целью. Если простым языком — техника внушения и манипуляция массовым сознанием.

Давайте представим, что нашим бабушкам, в годы так 70-е, предложили пить овсяное "молоко" и запретили бы печь лепёшки из пшеницы, запугав их глютеном, лактозой и казеином. Могли ли в те времена люди поверить, что такое станет практически нормой? Кто бы мог подумать, что в 20-м веке полки супермаркетов будут завалены "немолоком"? А вы говорите, что муку из сверчков есть никто не будет. Ага. Один блогер покажет пример, другой... А уж, когда врач напишет о целебных питательных свойствах — очередь выстроится.

Посмотрите на рынок растительных альтернатив: йогурты, бургеры, наггетсы и т.д. В каждом супермаркете и даже в меню многих ресторанов! Тренд!

А противопоставление “органической“ продукции любой другой — ещё один популярный маркетинговый ход. К сожалению, люди до сих пор ведутся на надписи “без ГМО“, “био“, “органик“, “эко“ и т.д. Всё это отсылки к хемофобии.

Справка: в 2023 году принят закон об экомаркировке продуктов, который должен вступить в силу 1 сентября 2024. Чтобы называться органическим, продукт должен пройти сертификацию и соответствовать стандартам.


Что касается термина “органик”. Он описывает только методы ведения сельского хозяйства!

Но “органический” никак не связан с пользой продукта, как думают многие люди. Множество исследований показывают, что преимуществ у органических продуктов перед обычными нет. Не доказано и их положительное влияние на здоровье по сравнению с обычными.

Но, кто же об этом знает?

Массово покупаются даже сладости с пометкой “органик“.

Вопрос: даже если в шоколаде сахар действительно соответствует стандартам “органик“, то какая разница? Он от этого полезнее не станет.

Или кокосовый сахар? Мёд? Финиковый сироп? Какая разница? Это всё аналоги сахара, понимаете?

Сахар – это углевод, который в организме превращается в глюкозу. А глюкоза – основной источник энергии для организма.

Конечно, глюкозу необязательно получать из столового сахара. Любые углеводы подойдут. Но строить свой бренд на демонизации сахара, как делают сегодня многие производители, и при этом предлагать аналог — это же нонсенс. Хотя нет. Тупо бизнес.

Ну, и возьму на себя смелость затронуть всем известную сеть "ВкусВилл". Ещё раз ссылаюсь на свою статью в телеграм-канале, чтобы меня не обвинили в плагиате (вот тут).

Друзья, в Дзене есть ограничения. Здесь я не могу давать развёрнутые рекомендации! Если вам интересно узнавать больше про здоровое питание и психологию пищевого поведения, а также читать больше статей, подписывайтесь на меня Вконтакте: https://vk.com/alenakogotkova и мой телеграм-канал: https://t.me/kogotkova.

Я часто привожу "ВкусВилл" в пример того, как гуру маркетинга манипулируют потребительским поведением.

То есть НАШИМ поведением.

Поверьте, у меня нет никакой личной неприязни ни к "ВкусВиллу", ни к любому другому супермаркету. Своё мнение я всегда обосновываю.

С точки зрения бизнеса — наикрутейший проект, равных которому нет. Я слушала не одно интервью Андрея Кривенко! Молодец, что ещё сказать. С удовольствием бы пообщалась с такой "глыбой".

У меня вопросы к позиционированию и продвижению исключительно, как у потребителя, нутрициолога, и психолога.

Мне категорически не нравится манипуляция потребительским поведением, ввод в заблуждение и участие в формировании культуры нездорового пищевого поведения.

Я действительно считаю, что сеть "ВкусВилл" тренд на ЗОЖ не просто поймала, в какой-то степени она его и создала.

"Без химии", "натуральный состав", "чистый состав" — так позиционирует себя "ВкусВилл". И понятно, почему. Потому что такой спрос целевой аудитории. Потому что так можно продать дороже. Одно ведь дело просто йогурт из супермаркета. Другое — фермерский и "натуральный". В подтверждение — короткие сроки годности.

Но такие формулировки — это ввод потребителей в заблуждение и распространение такого явления, как орторексия.

Орторексия — это серьёзное расстройство пищевого поведения, когда в погоне за "чистым" и "правильным" составом человек постоянно живёт в тревоге и ограничивает в рационе многие продукты.

В моей личной практике был случай, когда клиентка покупала йогурт во "ВкусВилл", потому что он "натуральный" — ведь у него срок годности 5 или 7 дней. Ровно такой же йогурт продаётся в супермаркете под брендом Lactica, где указан другой срок годности — 21 день. И вот человек убеждён, что в одном йогурте всё натуральное, а в другом добавлена какая-то "химия". То, что это один и тот же йогурт в голову не приходит. Или вот для примера мягкий творог:

Йогурт Lactica указывает срок годности 29 дней, "ВкусВилл" - 7 дней.
Йогурт Lactica указывает срок годности 29 дней, "ВкусВилл" - 7 дней.

Изнанка пищевого мира недоступна потребителю.

К сведению. Почти у каждой торговой сети есть СТМ — ​ собственная торговая марка. У Пятёрочки — "Красная цена". У Перекрёстка — "Перекрёсток Маркет". А во "ВкусВилл", насколько я понимаю, большая часть продуктов производится именно под маркой "ВкусВилл".

То есть эти же самые продукты вы можете купить и в других магазинах. Но с высокой долей вероятности на них не будет маркировки вроде "натуральный" или "чистый состав" и стоить они будут дешевле.

Возвращаясь к срокам годности.

Короткий срок годности сегодня не говорит о "натуральности" продукта.

Срок годности молочных продуктов может составлять от нескольких дней до полугода, и нет, не потому что скоропортящиеся продукты — натуральные, а "долгоиграющие" — с консервантами или из "химического" порошка.

Кроме всем известных стерилизации и ультрапастеризации, которые позволяют хранить молоко до 6 месяцев, применяется также высокотемпературная пастеризация. Используются специальные асептические линии и производственное оборудование.

Выходит, что есть сети, которые сроки занижают, чем вводят потребителей в заблуждение, подогревая мифы о том, что молочные продукты не могут долго храниться.

Был у меня на эту тему статья:

В своё время я была удивлена, увидев во "ВкусВилл" сырки от Б.Ю. Александров (бывшего). Но это не самое главное. Интересно, что при одинаковом составе и ТУ сырки от "ВкусВилл" хранятся почти в 2 два раза меньше.

Аналогично с йогуртом. Выше уже обсудили. Состав и все ТУ полностью идентичны. Но во "ВкусВилл" срок годности почему-то сократился в 4 раза. Ещё пример — пастеризованные белки. Свои примеры пишите в комментариях!

Можно предположить, что для "ВкусВилл" отдельные производственные линии кустарного типа работают. С удовольствием съезжу на производство и сделаю обзор. Но лично меня больше устроит вариант — срок годности 21 сутки. Я, например, закупаю молочные продукты сразу на неделю и даю ребёнку ежедневно в школу.

Был вопрос: "Какая разница, какой срок годности указывает производитель?"

Друзья, разница в том, что продукцию с коротким сроком годности вы будете покупать чаще по двум причинам:

1. Потому что верите, что она портится раньше.

2. Потому что верите, что она "натуральнее".

Дополнительная выгода производителя: чем чаще вы заходите в магазин за, допустим, йогуртом, тем чаще вы совершаете спонтанные покупки. Обратите внимание, как обычно бывает: заходила в магазин лук для супа купить, в итоге вышла с полным пакетом всякого разного.

В целом идея и концепция "ВкусВилл" хорошие. Но в погоне за прибылью, вместо того, чтобы заниматься просвещением населения, выходит, что "ВкусВилл" участвует не только в поддержании мифов о питании, но и сам инициирует их появление. Как-то так.

Ничего личного. Мой профессиональный и потребительский взгляд. Жду приглашения в суд на производство.


Хемофобия и Орторексия

Источник: сайт "ВкусВилл"
Источник: сайт "ВкусВилл"

Вот, что мне не нравится, как нутрициологу и психологу, в позиционировании "ВкусВилл".

Неужели "ВкусВилл" не понимает, что своими лозунгами добра людям не делает?

Я верю, что местечковые магазинчики, всякие фермерские хозяйства и т.п. реально верят, что молоко со сроком годности 6 месяцев или десерт творожный с консервантами — это "химия". Даже среди кондитеров в этом смысле грамотных не так много. Отсюда все эти "пп-десерты" на рисовой муке, без лактозы, с кокосовым сахаром, мёдом и т.п. Но грамотный "пищевик" и нутрициолог прекрасно понимают, что в отношении продуктов питания в современном мире крайне непрофессионально употреблять слово "химия".

А психолог знает, что это, к тому же, опасно!

Хемофобия сегодня стала целым общественным явлением! По сути, это боязнь всего "ненатурального", или страх перед продукцией, в составе которой есть ингредиенты, полученные путём искусственного синтеза. Например, Е-добавки.

Спросите, что такого? А то, что страх перед "химией" основан не на логике, не на здравом смысле и не на проверенной информации, а на эмоциях и невежестве. То есть может не только навредить физическому и психическому здоровью человека, но и посеять панику. В общем-то то, что мы имеем сегодня. Люди боятся еды: Е-добавок, ГМО, промышленного молока и т.д.

Но тут смотрите, ещё какая штука.

С одной стороны, я сама всегда лютую по поводу того, что производители продвигают свои продукты с помощью маркетинговых псевдонаучных заявлений из серии "наш йогурт укрепляет иммунитет".

С другой стороны, даже на примере "ВкусВилл" понятно, почему компании и производители выбирают такой "скользкий" путь. Какой фуд-тренд или исследование потребительского поведения ни возьми, там обязательно будет про рост спроса и интереса к "натуральному", "чистому", "без добавок" и т.д.

Получается замкнутый круг: производители идут на поводу у потребителей, пытаясь удовлетворить спрос, одновременно вводя их в заблуждение относительно пользы отдельных продуктов, а потом сами же потребители требуют от компаний "чистых составов".

Невежество одних порождает невежество других.
Как-то так.

Обсудим в комментариях?

Друзья, напоминаю вам, что главное направление моей работы помочь вам сформировать сбалансированный рацион на всю жизнь и правильные пищевые привычки, соответствующие вашему стилю жизни.
Кроме того, я — практикующий психолог по коррекции пищевого поведения и могу помочь вам решить проблемы, запустившие механизм образования нарушения пищевого поведения. В том числе — психологические и эмоциональные.
Для записи на индивидуальную консультацию - ссылка.

Рада быть полезной и спасибо вам за репосты моих статей. Благодаря нашим с вами совместным усилиям в мире будет больше здоровых и счастливых людей!

Ваш психолог по пищевому поведению, нутрициолог, консультант по здоровому образу жизни, Алёна Коготкова

Данная статья является объектом авторских прав (в силу ст. 1255 Гражданского кодекса РФ) и не может использоваться третьими лицами без указания источника и ссылки на автора.

Внимание! Все материалы канала имеют исключительно информационный характер и не являются призывом к действиям.
Любые решения по поводу изменения рациона питания и образа жизни, приёма добавок и препаратов, а также сдачи анализов согласовывайте с вашим специалистом.

Подписывайтесь на мой Дзен-канал, чтобы знать, как оставаться красивыми и здоровыми как можно дольше! А также следите за мной ВКонтакте и в Телеграм. Везде разный, но очень интересный контент.