У подножия Карпатских гор спрятался небольшой городок Косов, где создавалось драгоценное наследие декоративно-прикладного искусства Гуцульщины - гуцульская керамика (косовская керамика).
Большое количество гончарной глины благоприятно содействовало тому, чтобы данный край стал центром гончарства.
Традиции передавались из поколения в поколение. И комитет ЮНЕСКО включили данную керамику в список нематериального культурного наследия человечества.
Один из секретов - мастера добавляли дополнительно белую глину. Но в сам гончарный процесс гуцулы ничего нового не привнесли.
В росписи важная роль отводилась геометрическим и растительным мотивам.
Но на глине оживают и бытовые сценки.
Как вы уже догадались, в росписи используются в основном зелёный, жёлтый и коричневый оттенки, которые выделяются на белом фоне.
Реже использовался синий цвет - олицетворение небесной глади и горных рек.
Но печка с таким узором смотрится, конечно, эффектно.
С одной стороны - пёстро. А с другой стороны...
Я всё мечтаю привести нашу деревенскую печку в порядок.
Меня впечатляют все эти художественные элементы. Не только гуцульские, но муравлёвские, ярославские, и особенно калужские (избушка-то наша в Калужской области, ага).
Но полностью закрыть печь изразцами всё-таки не решилась бы :)
Хоть история гуцульской керамики довольно богата, но новый бурный период пришёлся на советские годы. Хотя становление гончарства на Гуцульщине связано с Павлиной Иосифовной Цвилык. Ещё в 1910 году некоторые её работы попали на выставку в Вене и получили высокую оценку.
Особенность её техники - цветы художница делала из точечек, ромбиков, волнистых линий и чёрточек.
Параллельно Павлина Иосифовна создавала малые формы - глиняные фигурки баранов, оленей, коров.
После смерти супруга ей стала помогать внучка - Надежда Васильевна Вербивская. Но и дочь Стефания Танасовна Заячук продолжала семейные традиции.
Свой след оставили и супруги Анна Иосифовна и Михаил Иванович Рощибюк. Они нащупали свою стилистическую манеру.
И дети четы Рощибюк пошли по стопам родителей.
Поэтому я не просто так сказала, что традиции передавались из поколения в поколение. Просто каждый последующий мастер добавлял что-то своё, но при этом оставаясь в рамках традиций.
Благодарю за внимание!
Ваша,
Оксана Фарфоровна