Забавное мнение недавно озвучили мне: мол, сейчас нормальному, обеспеченному человеку и съесть-то, бывает, нечего. Все эти «деликатесы» так называемые — и не деликатесы, в общем-то, а так, только название, чтобы бедные думали — деликатес едят.
И, если подумать, деликатесы эти деликатесами стали только в головах, ибо в СССР вечно все в дефиците было, вот и осталась привычка.
Я спросил, что же под такими «не деликатесами» автор мнения подразумевает, услышал в ответ — все копчености, мясные и рыбные, шоколад и прочие «лакомства».
А вот к деликатесам бы автор мнения отнес вагю, черную икру (и то не всех сортов и видов), и очень, очень редкие фрукты. А, еще блюда молекулярной кухни, вот они — деликатесы, да. Потому и подаются исключительно крошечными порциями, ибо деликатес и стоит «ого-го».
После такого ответа стало мне, товарищи, немного смешно.
Вспомнились мне читаные много лет назад «записки» некоего монаха, занимавшего должность ключника среди братии. Он сетовал на непочтительность и требовательность мирских работников, кои требовали хлеба, и отказывались есть рыбу во всех видах да икру и прочие рыбьи внутренности.
С хлебом, как я понял, в северном монастыре была напряженка, а вот с рыбой да икрою — как раз таки нет.
И, пожалуй, хлеб там считался деликатесом. Наверное, тем мирским работникам да и монахам смешно бы было слышать про деликатесные виды черной икры…
А еще припоминаю описание деликатесов из Елисеевского магазина, кое с любовью к еде и тщанием дал когда-то Гиляровский.
А на Тверской в дворце роскошном Елисеев
Привлёк толпы несметные народа
Блестящей выставкой колбас, печений, лакомств…
Ряды окороков, копченых и вареных,
Индейки, фаршированные гуси,
Колбасы с чесноком, с фисташками и перцем,
Сыры всех возрастов — и честер, и швейцарский,
И жидкий бри, и пармезан гранитный…
Приказчик Алексей Ильич старается у фруктов.
Уложенных душистой пирамидой,
Наполнивших корзины в пёстрых лентах…
Здесь всё — от кальвиля французского с гербами
До ананасов и невиданных японских вишен.
Собственно, магазин деликатесов Елисеева тогда торговал, выходит, тоже не совсем деликатесами? Ибо сыров — всегда великое множество, да и колбасы с окороками — на прилавках нынче лежат. А тогда и вовсе деликатесами считаться не могли, дефицита не было, чай, не в Союзе Елисеев-то магазин держал, правильно?
Но, тем не менее, магазин продавал именно деликатесы и рассчитаны они были только на обеспеченных покупателей. Вряд ли кто из простого люда мог бы позволить себе купить яблоко с гербом или полфунта пармезану… Но и пармезану и яблок тоже было предостаточно. Да и ветчины с колбасами на прилавках не только у Елисеева лежали.
И вот тут мне стало интересно — а что, на самом деле, можно считать деликатесом?
Если обратится к словарям, то деликатес (фр. délicatesse — нежность, мягкость) это изысканное лакомство, редкое, вкусное блюдо. Или — в переносном смысле –нечто особое, неординарное.
То есть если на нашем столе ежедневно икра, но нет хлеба. То деликатесом будет хлеб, несмотря на цену.
Если в стране, где редька или репка — редкий зверь, то там они деликатесом могут стать. Равно как и морковка.
Если подойти более практично к толкованию, деликатес — это то, что мы себе позволяем не каждый день и что нам кажется ну оооооочень вкусным.
То есть тут можно сделать вывод — питаться деликатесами ежедневно не возможно, так как продукт или блюдо перейдет в категорию привычных и рутинных, и потеряет ту часть, которая о редком, особом и неординарном.
Вот и получается, да, что богатому человеку, у которого в голове засело стремление питаться исключительно деликатесами, приходится извернуться — придумать, где этот деликатес достать…
Прямо-таки парадокс, когда денег много, а покушать «прилично» нечего.
Пост прошу считать шуточным, это размышления на бегу, а не серьезные какие-то исследования и выводы.