Найти тему

Кто такие виски бароны

Продолжаю серию ненаучных и непопулярных материалов, посвящённым интересным фактам и истории виски. И сегодня хочу затронуть интересную тему - виски бароны, и поговорить о том, кем были они и почему к ним такой особый интерес.

Успех и мировую популярность шотландскому виски принесла небольшая группа замечательных людей. Их часто называют «предпринимателями», но они были гораздо большим – они были провидцами, творцами, финансово проницательными, открытыми для возможностей, готовыми на риск, людьми действия. К 1920-м годам многие из них получили дворянские титулы. Так вот они и есть те самые «виски-бароны». Их восхождение из безвестности в высшие слои общества было чрезвычайно быстрым, но оно отражает взлёт популярности шотландского виски во всём мире. Пора наконец-то узнать их имена.

Джону Александру Дьюару было всего 24 года, когда в 1880 году он возглавил фирму, основанную его отцом. К нему присоединился его младший брат Томас (он же Томми), которому на тот момент был 21 год. Пока Джон Александер оставался в Шотландии, Томми отправили в Лондон, чтобы попытаться утвердить виски Dewar’s на ещё очень новом и непроверенном рынке. И уже к 1899 году компания Dewar’s продавала более миллиона галлонов (умножаем на 4,5, чтобы получить литры) виски в год. Три года спустя Томми (вместе со своим другом и коллегой, закоренелым холостяком, Томми Липтоном, известным чайным бизнесменом) был посвящен в рыцари в честь вступления на престол короля Георга V. В 1907 году Джон Александр стал баронетом, а в 1917 году был удостоен титула барона Фортевиота Дуплина в Перте. Томми пришлось ждать два года, чтобы стать бароном Дьюаром из Хоумстолла в Сассексе.

Джеймс Бьюкенен и Томми Дьюар собственной персоной
Джеймс Бьюкенен и Томми Дьюар собственной персоной

История Джеймса Бьюкенена аналогична истории Томми. Шотландец канадского происхождения начал свою карьеру в мире виски в качестве лондонского агента Mackinlay’s в 1879 году. В 1884 году он основал собственную фирму, и в течение десятилетия «Buchanan Blend» добился национального успеха и стал объектом глобальной экспансии. Он стал баронетом в 1920 году и стал бароном Вулавингтоном в 1922 году.

Последний из баронов странным и печальным образом забыт. Его звали Джеймс Стивенсон, он присоединился к John Walker & Sons в 1888 году в возрасте 15 лет. В 1908 году его отправили в Лондон для ведения там бизнеса, а в 1912 году он стал со-управляющим директором. В 1917 году он стал баронетом, а в 1924 году стал бароном Стивенсоном Холмбери.

Всё кажется относительно простым. Успех брендов отмечен почестями. Однако история более сложна. Не все бароны получили свои титулы за заслуги именно в мире виски. Джон Дьюар получил титул за заслуги в политике. Он занимал должность лорда-провоста Перта и был депутатом от либеральной партии Инвернесса в период с 1900 по 1916 год (Томми тоже был политиком, но служил депутатом от консерваторов от Сент-Джорджа на Востоке только в течение одного срока).

Бьюкенен, хотя и не был политиком, был известным патриотом и получил титул баронета за заслуги во время Первой мировой. То же самое относилось и к Стивенсону, который после начала войны в 1914 году добровольно предложил свои услуги правительству без какого-либо вознаграждения. Он служил под началом Ллойда Джорджа, министра боеприпасов. После войны он стал коммерческим советником Уинстона Черчилля, государственного секретаря по делам колоний, и возглавил комитет, организовавший выставку Британской империи в 1924 году.

Эти награды показывают, как далеко продвинулся скотч, от грубого напитка шотландских горцев до популярного напитка у среднего класса и в высшем лондонском обществе. Трудно представить, как бы это было. Появление этого нового напитка как, продаваемого талантливыми продавцами, которые усердно следили за тем, чтобы стаканы, наполненные шотландским виски, оказались в нужных руках. Они не просто продавали виски, они продавали идею и тем самым создали новую концепцию, называемую «брендинг». Их видели в нужных театрах, на гоночных соревнованиях, спортивных мероприятиях, в отелях, клубах и ресторанах, и они сформировали репутацию для виски как напитка джентльменов, потому что их самих считали джентльменами.

Опрятный и элегантный Бьюкенен имел контракт не только на снабжение мюзик-холлов. В 1898 году он получил королевский ордер от королевы Виктории. Годом ранее ему было предоставлено эксклюзивное право снабжать Палату общин. У Томми Дьюара были такие же хорошие связи. Как и Бьюкенен, он был невероятным продавцом, который видел важность рекламы, но он также осознавал пользу того, чтобы стать знаменитостью и развивать связи с нужными людьми. Король Эдуард VII пожаловал ему рыцарское звание не за виски или политику, а потому, что он был личным другом. Первая машина в Британии была у короля, вторая у Томми Липтона и третья у Томми Дьюара.

Это также могло бы объяснить некоторые очевидные аномалии в распределении титулов. Джеймс Стивенсон был полностью посвящен своей политической работе, в то время как Александр Уокер тоже был посвящен в рыцари за свои усилия во время войны, но так и не стал пэром. Уокеры были более спокойными людьми, их манера ведения бизнеса была менее ориентирована на рекламу, чем у их соперников.

То же самое можно было бы применить и к Питеру Маки из компании White Horse, еще одному рыцарю виски 1920 года. Как писал Роберт Брюс Локхарт в книге о шотландском виски: «Если ему была оказана эта честь за успех в торговле виски. Он, должно быть, был удовлетворен, поскольку из всех магнатов виски он был самым безжалостным в своём суровом индивидуализме и больше всех гордился своими достижениями».

Всё это также позволяет понять, насколько значительным было Великое слияние 1925 года, когда компании Buchanan-Dewar (которые объединились в 1915 году) и John Walker & Sons объединили усилия с Distillers Company Limited (DCL). В том же году к новой фирме присоединился Macdonald Greenlees, которым руководил ещё один забытый рыцарь, сэр Джеймс Колдер. Два года спустя компания Mackie’s White Horse была поглощена (сэр Питер умер в 1924 году) этим конгломератом. До сих пор остаётся загадкой то, почему Уильям Росс, человек, который организовал Великое слияние, так и не был удостоен дворянского титула. Возможно, он был больше торговцем, чем политиком. Возможно, пьянящие дни виски, как напитка знаменитостей, прошли.

Всего лишь за одно поколение рыцари и бароны превратили шотландский виски в самый популярный в мире крепкий напиток. Так что все фанаты виски в неоплатном долгу перед ними.

Употребляйте крепкие напитки умеренно. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ! Всем отличного настроения! Slàinte!
Еда
6,93 млн интересуются