«И зачарованные ослепительным видением гуся, нафаршированного луком и шалфеем, они принялись плясать вокруг стола…
Появление гуся произвело невообразимую суматоху. Можно было подумать, что эта домашняя птица такой феномен, по сравнению с которым черный лебедь самое заурядное явление. А впрочем, в этом бедном жилище гусь и впрямь был диковинкой.»
Чарльз Диккенс, «Рождественская песнь в прозе».
Рождественский гусь — традиционное праздничное блюдо в Европе.
По легенде, в канун Рождества 1558 года Елизавета l ела жареного гуся. Трапезу прервал гонец, сообщив, что «непобедимая армада» Филиппа ll была наконец разгромлена.
Королева решила, что гусь приносит удачу и на радостях объявила его рождественским блюдом.
Хоть эта легенда и не вяжется с историческими фактами (армада пала в августе), но все же с тех пор фаршированный гусь занимает почетное место на праздничном столе.
Позже, с легкой руки Диккенса, гусь был свергнут с пьедестала главного блюда. Кто занял его место? Индейка!
«Ну и индюшка же это была - всем индюшкам индюшка! Сомнительно, чтобы эта птица могла когда-нибудь держаться на ногах - они бы подломились под ее тяжестью, как две соломинки.»
Чарльз Диккенс, «Рождественская песнь в прозе».
Индейка на тот момент не считалась праздничной едой, но после выхода «Рождественской песни» птичка стала очень популярной. Правда позволить себе такой ужин могли лишь состоятельные англичане.
Индейку в 1526 году привез в Британию моряк Уильям Стрикленд. Впервые эту птицу на Рождество съел король Генрих VIII, но только в 1950-х годах она становится популярнее, чем гусь.
Индейки и гуси в XVIII–XIX веках выращивались в Восточной Англии, и ближе к Рождеству их отправляли в пеший тур до Лондона. Пернатое путешествие продолжалось три месяца! Чтобы защитить нежные лапки, индюшек обували в кожаные башмачки, а гусиные ласты обмазывали дегтем и песком.
Неудивительно, что птица стоила дорого!
Небогатые жители Лондона вступали в «гусиные клубы», отчисляя несколько пенсов каждую неделю, чтобы под конец года вскладчину купить гуся.
О необычных нравах и кулинарных пристрастиях викторианского общества, о судьбе Диккенса и героях его произведений мы поговорим 14 декабря на вечере «Чарльз Диккенс: ужин у камина».
А вы на какой стороне? Индюшка или гусь?)