Раньше такое можно было видеть только в западных сериал типа "Американская семейка", например. Или, ещё более показательный пример, знаменитейший сериал от НВО про четырёх подруг, что живут в Ню-Йоке, одна из них вечно что-то пишет, вторая вечно с кем-то встречается, меняя партнёров как перчатки...
- Хм, выражение явно из той невообразимо древней эпохи пещерного Средневековья, когда в самом деле для чего-то носили перчатки; кто-нибудь знает, для чего?
Третья там убеждённая католичка, впоследствии вышла замуж за еврея и стала столь же убеждённой иудейкой, а четвёртая рыжая. Думаю, читающие ещё/уже в первом абзаце догадались, о каком сериале идёт речь.
В нашенских, тутошних, отечественных сериалах такого не покажут, поскольку такое у нас не принято; по-моему, нигде, даже в первопрестольной.
Так вот, про рестораны и компанию, вообразите такую конструкцию: вот договорились встретиться в ресторане четыре подруги, а в назначенный час приехали только три. Они хотят зайти в ресторан и занять столик, чтобы за ним дождаться опаздывающую, которая только-только рәхәтләнеп вылезает из-под очередного будущего бывшего, но на входе их спрашивают, дескать, у вас зарезервирован столик?
- Или, как их спросили бы в гастрономической столице России, вы к нам по брони?
Они отвечают, что да, резерв есть, на такое-то время и на такое-то имя.
Всё верно, говорят им, резерв на четверых. Ну-ка, говорят им, показывайте свои мордашки, буду считать по головам.
Считают - а их-то трое, вы понимаете, а не четверо.
А резерв на четверых.
А их трое.
И тогда им говорят, дескать, так у вас же ещё не все подошли, верно?
Всё верно, отвечают эти три потаску... простите, продвинутые женщины.
И вот тут внимание, чего у нас пока ещё нет (но скоро, убеждён, будет, ведь мы почему-то во всём хотим быть "как у них" и вечно опаздываем на десяток-два лет), внимание - им отвечают: пока не соберётся вся компания, вы свой столик занять не можете.
- Другими словами: столик, который был зарезервирован на компанию, обслуживается только с того момента, когда вышеупомянутый стол займёт вся компания. Полностью. Целиком.
- Ещё немного другими словами: условия резерва были какие? - оговоренное время, оговоренное имя и оговоренное количество персон на этот стол. Пока все три условия не будут исполнены, ресторан не обязан предоставлять услугу и отдавать им столик.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, обслуга совсем там зарвалась? Да я бы, скажет прозорливый читающий, прямо тут же развернулся бы да и ушёл в другой ресторан. А на этот, куда не пустили, я бы... я бы... я бы, не знаю, отзыв негативный написал бы, вот что.
Дело в том, что и в соседнем ресторане, скорее всего, такие же правила; а свободных мест легко может не оказаться вовсе.
И вот эти три женщины вынуждены или ждать на улице, в бессильной злобе ярясь, или, если заведение поумнее, располагаются за барной стойкой. Да, за столик их всё ещё не пускают, но сесть в баре - это пожалуйста.
- Принимать у них заказ на напитки или не принимать - это решается в конкретном ресторане по-своему. Возможно, ресторан не захочет терять прибыль, ведь крепкие напитки, а тем более смешанные - это жирный доход. С другой стороны, ресторан, возможно, не захочет, чтобы у них внутри оказались три разъярённые фурии, чей гнев катализирован принятым "Космополитен".
В тех же сериалах к героиням иногда подходят и напоминают, что если в течение 10-15 минут опаздывающий гость или опаздывающая гостья не приедет - они снимают резерв и отдают столик другой компании.
- Как бы то ни было, в ресторане есть менеджмент - главный помощник владельца ресторана в деле уничтожения его детища.
Можно было бы подумать, что всё это больная фантазия сценариста, что в жизни такое не может быть, ведь это кем быть-то надо, чтобы додуматься до такого правила?
Но вот моя бывшая коллега вернулась из поездки по городам Португалии. Ездили они компанией 12-14 человек, каждый вечер ужинали в очередном ресторане.
Организацией ужина занималась преимущественно как раз моя бывшая коллега. И вот что она рассказывает:
а) услышав, сколько персон ожидается, многие рестораны просто отказывались принимать такую компанию; да-да, посадить 14 голодных ртов, охочих и до еды, и до вина с коктейлями, для многих ресторанов, изволите ли видеть, неудобно;
- К слову, средний чек на всю компанию у них составлял приблизительно 3 тысячи евро; и вот эту сумму рестораны не хотели получить.
б) ни в одном ресторане из всех, где они ужинали, не было больших столов на большую компанию, везде приходилось договариваться, чтобы им или соединяли маленькие столы, или разрешали сесть за соседними, чтоб они хоть условно были вместе;
- Конечно, сейчас почти ни в одном ресторане не найти стол на 14 человек. Чай, не Узбекистан, где за топчаном вкруг легко рассядется большое семейство со всеми родственниками и соседями. Понятно, что в европейском ресторане это в любом случае будут сдвинутые столы. Но чтобы приходилось именно упрашивать, доказывать, приводить аргументы...
в) и вот там-то с ними и произошло то, что прежде можно было видеть только в сериалах: пока не пришла вся компания - у них просто не принимали заказ.
На улице ждать не заставляли. За бар десяток человек тоже не сажали. Пускали внутрь, они могли занять свой стол-гусеницу, но официант к ним не подходил.
Однажды вышло совсем смешно: на ужин собралось 12 человек, в ресторане для них зарезервировали 2 стола по 6 мест. К назначенному времени приехало 10 человек. Шесть заняли один стол полностью, ещё четверо сели за второй стол, где осталось 2 пустых места. Ну так у первого стола заказ приняли тут же, а второму напомнили, что необходимо, чтобы стол был занят всей компанией полностью, а пока извините.
Им всё-таки удалось убедить принять заказ и у них тоже, да и опаздывающие объявились быстро, там недалеко от отеля было, но само правило удивительно, верно ли говорю, уважаемые читающие?
Чем это можно объяснить/обосновать/оправдать?
Сложно объяснить всё в деталях, но принимать заказ у части компании, а потом допринимать заказ у опоздавшей части компании - это безумно неудобно и неизбежно ведёт к бардаку.
Конечно, соотечественники и без этого создают на столе бардак со знанием дела, талантливо и в кратчайшие сроки, иной раз я только на секунду же отвернулся, снова к гостям поворачиваюсь - а они уже как будто замечательное кофе капучино с корицей погорячее треснули по команде: хором сбрендили и поменялись.
- Вот Николай Языков сообщает, как Гоголь рассказывал ему, что его-де "осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок его вверх ногами". А у этих, которых я оставил на секунду без присмотра, вверх ногами оказались мозги: на столе всё вперемешку, едят не своими приборами, пьют из чужих бокалов, жуют свиную ветчину и спрашивают с набитым ртом, дескать, а вот ветчина у вас такая вкусная - она же из индейки, правильно? она же халяльная, верно?
Вот приходит часть компании. Вот они говорят, что отстающие явятся не просто вот-вот, а они уже прямо передо мной стоят, это я просто не вижу их. Поэтому, говорят присутствющие, давайте принимайте заказ.
Среди присутствующих непременно находится женщина, которая заказывает и для себя, и для опаздывающих тоже, не спросив их о предпочтениях. Или, вариант, спросив сообщением в мессенджере, но если человек не отвечает прям в ту же секунду - женщина вздыхает, дескать, ну вот видите, не отвечают же они мне, так давайте я за них выберу.
- Позвонить? О, это так несовременно.
Естественно, опаздывающие опаздывают не только к назначенному времени, но и в соответствии с принципом "гулять так гулять, опаздывать так опаздывать".
А заказанная за них без них для них еда - она уже на столе, естественно, ведь активная женщина подгоняет официанта, как Пушкин кучера, когда ехал в известный салон, а то гусары всех красавиц разберут.
И вот опаздывающие являются, с великими сложностями, создаваемыми на ходу, рассаживаются, причём не на свободные места, а совершая бесчисленные рокировки: давай ты с ней садись, давай я тут сяду, давай со мной он сядет, давайте вы ближе к выходу сядете, давайте они у окна сядут...
Гости пересаживаются.
Официант, прекрасно помня, кто что ел и кто что пил, переставляет тарелки, приборы и бокалы правильно, в соответствии с новой рассадкой, и тогда гости хватаются за чужие приборы, едят из чужих тарелок, лапают чужие бокалы, с великим изумлением обнаруживают, что у них во рту паштет, а они заказывали тартар, а пьют-то они белое игристое, хотя заказывали красное тихое, и тогда они хором объявляют, что балбес-официант всё перепутал.
А опоздавшие, получив свои тарелки с уже остывшей, естественно, едой, пробуют первую ложку, машут руками и просят срочно им всё подогреть. Да, вот мы впятером опоздали, нам всем подогрейте срочно наши супы. Подождите, молоточек, а почему вы забрали сейчас только две тарелки? А как же остальные три?
- Как это - у вас только две руки? Это как понять?
Вот чтобы избежать подобных ситуация, которые повторяются из раза в раз, и придумали, полагаю, такое правило.
Принять заказ у всей компании разом, без опаздывающих и прочих - это такое блаженство: всем еда подаётся одновременно, второй курс всем подаётся одновременно, десерты всем подаются одновременно.
А когда компания приходит вразнобой - там неизбежно настаёт сакральный момент, когда некоторые гости уже заканчивают есть меренговый рулет, а кто-то ещё ждёт, пока его суп доразогреют.
Обычно этот кто-то потом сильно удивляется, когда кто-то ещё пытается оставить чаевые официанту. А за что, собственно, говорит этот кто-то. Нет, говорит этот кто-то, а давайте разберёмся: вот интересно, почему официанту чаевые надо, а школьной уборщице - не надо? Или продавцу, например. Или врачу, например.
С фига ли, говорит этот кто-то, я просто так делаю свою работу? Где мои чаевые?
Скажете, говорит этот кто-то, зарплата у офиков маленькая, а работа тяжёлая? А грузчики? Грузчики - они, вон, без чаевых.
Я, скажет этот кто-то, никогда не оставляю чаевых. Я просто прихожу позже назначенного времени, опаздываю, то есть, получается, получаю остывший суп и прошу его подогреть. Всё. Им ничего делать не надо, официантам этим.