Найти тему
1,8K подписчиков

Просекко — скучное вино, которое покорило мир

Просекко сегодня — одно из самых популярных игристых вин в мире. Однако еще 15-20 лет назад оно было практически неизвестно широкому кругу потребителей и упоминалось винными экспертами лишь вскользь как "невыразительное вино без особого шарма". Как же так получилось, что за считанные годы это вино смогло завоевать весь мир и превратиться в настоящий феномен массовой винной культуры?

Просекко сегодня — одно из самых популярных игристых вин в мире.

История Просекко на самом деле начинается только в 21 веке. До этого Просекко было просто названием одного из многочисленных местных итальянских сортов винограда, произрастающего в регионе Венето на севере Италии. Виноград этот давал довольно простые белые вина без особых изысков. Главное, на чем делали акцент местные виноделы - это производство из Просекко игристых вин. Но и здесь ничего особенного - обычная массовая "шипучка" для повседневного потребления.

Просекко сегодня — одно из самых популярных игристых вин в мире.-2

Все изменилось в середине 2000-х годов. Несколько итальянских производителей игристых вин начали активно искать новые рынки сбыта для своей продукции. Особенно преуспела в этом компания Bisol. В 2008 году на фоне мирового финансового кризиса Bisol и другие производители предложили крупным британским розничным сетям свое игристое вино по очень низким ценам — порядка 6-7 фунтов за бутылку. Для сравнения, цена на шампанское или прочие импортные игристые вина в Британии начиналась от 10 фунтов. По сути, итальянские виноделы продавали свое вино почти по себестоимости, лишь бы завоевать новый перспективный рынок.

Просекко сегодня — одно из самых популярных игристых вин в мире.-3

Конечно, британские ритейлеры не могли упустить такое выгодное предложение. Они стали активно закупать дешевое итальянское игристое вино и продавать его под своими торговыми марками. На полках магазинов появилось множество бутылок игристого вина по 6-7 фунтов от Tesco, Aldi, Sainsbury's и других крупных сетей. Хотя на этикетках чаще всего красовались названия самих торговых сетей или их собственных брендов, объединяло всю эту продукцию одно - все эти вина были сделаны из винограда сорта Просекко.

Оказалось, что это дешевое итальянское игристое очень понравилось британским потребителям. Оно было приятным на вкус, свежим и легким, с ярким фруктовым ароматом. Его можно было легко смешивать с различными ингредиентами, например, с горьким аперитивом Апероль и получить модный коктейль Апероль Шприц. Главное - это игристое вино обладало стабильным и предсказуемым вкусом, независимо от конкретного производителя. Оно не требовало от потребителя глубоких винных познаний, чтобы получить удовольствие от бокала.

Успех дешевого итальянского игристого вина в Британии не остался незамеченным. Вскоре к его продвижению на рынке подключилось итальянское правительство. В 2008 году министром сельского хозяйства Италии был назначен Лука Дзайя - уроженец севера Италии, где произрастает Просекко. Он хорошо понимал перспективы этого вина для экономики своего региона.

Первым делом Дзайя добился изменения статуса Просекко в законодательстве ЕС. Если раньше это было просто названием сорта винограда, то теперь Просекко стало официальным географическим регионом. Это позволило жестко зарегистрировать и защитить наименование Просекко, запретив его использование за пределами данного региона Италии.

Далее Дзайя объединил местных производителей игристых вин под единым брендом Просекко. Теперь это название стало обязательным на всех этикетках, вытеснив малоизвестные фирменные бренды отдельных виноделен. Правительство Италии поощряло продвижение Просекко на новые рынки, в том числе и через звезд шоу-бизнеса. Например, для продвижения этого вина в США привлекалась Пэрис Хилтон.

Благодаря государственной поддержке Просекко получило мощный импульс для дальнейшего развития. Крупнейшие итальянские винодельческие компании, такие как Мартини и Кинзано, начали активно инвестировать в производство Просекко. За считанные годы объемы производства этого вина выросли более чем в 10 раз - с 70 млн бутылок в 2006 году до 700 млн бутылок в 2021 году! Сегодня Просекко - безусловный мировой лидер на рынке игристых вин, опередивший даже шампанское.

При этом само по себе Просекко остается довольно однообразным и предсказуемым вином без особых нюансов. Это типичное массовое игристое - сладковатое, с ярким фруктовым ароматом, легкое и свежее. Именно такое вино и нравится миллионам потребителей по всему миру. Когда им нужно просто освежающее игристое для вечеринки или коктейля, выбор падает на уже полюбившееся Просекко.

Конечно, есть и другое Просекко - более изысканные вина с отдельных лучших виноградников, которые пытаются поднять планку качества. Но пока их доля на фоне "винной Кока-колы" за общим названием Просекко крайне мала. Возможно, со временем мы увидим и здесь расслоение на массовое дешевое Просекко и элитные вина из отдельных круизов так же, как это произошло с Кавой в Испании.

Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Просекко - это уникальный пример того, как за считанные годы скучное вино благодаря маркетингу и господдержке смогло завоевать весь мир и стать поистине феноменально успешным. И в этом его история кардинально отличается от большинства других винных регионов, чья слава складывалась на протяжении столетий.

Если хотите научиться профессионально разбираться в вине, приглашаем вас на курсы со курсы сомелье!