Пошаговый план: как запустить ресторан быстрого питания или небольшую точку на фудкорте
Шаг 1. Разработать бизнес-план
Бизнес-план поможет понять, сколько денег нужно вложить, когда бизнес окупится, какие цены нужно установить и какую рекламу запустить.
Чтобы подготовить бизнес-план, нужно определиться с двумя базовыми переменными: направление фастфуда и целевая аудитория.
Направление. Например, это могут быть бургеры, хот-доги, шаурма, шашлыки и курица на гриле, пицца с собой.
Оценить спрос помогут сервисы «Яндекс Вордстат» и Google Analytics.
Целевая аудитория. Это те люди, у которых есть спрос на ваш товар. Но мало просто знать число таких людей, нужно понимать их особенности. Например, в каких районах города живут, во сколько уходят на работу, как проводят выходные.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Чтобы работать с поставщиками и продавать еду людям, надо зарегистрировать бизнес и подключить банковские инструменты для приема оплаты. Вот что нужно сделать:
- Выбрать форму ведения бизнеса — для старта подойдет ИП. Предприниматели могут нанимать сотрудников в штат и продавать в заведении некрепкий алкоголь без лицензии, например пиво и сидр.
- Выбрать коды ОКВЭД — основной код для любых общепитов — 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания».
- Выбрать режим налогообложения — если есть возможность, проконсультируйтесь с бухгалтером, он поможет выбрать наиболее выгодный режим для вашего бизнеса.
- Подключить расчетный счет — он позволяет бизнесу проводить безналичные платежи. Использовать личный счет для бизнеса нельзя.
- Установить онлайн-кассу — по закону онлайн-касса обязательно должна быть у ИП и компаний, принимающих деньги от людей без статуса ИП.
- Подключить эквайринг — Чтобы ваши клиенты могли оплачивать заказы на кассе картой или по QR-коду.
Шаг 3. Разработать меню
Для бизнеса выгоднее, когда в меню многие блюда готовят из похожих ингредиентов. Это помогает экономить деньги, поскольку на кухне успевают использовать все продукты до конца их срока годности.
Еще эксперты советуют добавлять в меню два вида позиций: классические и необычные. Классические — те, к которым клиенты уже привыкли. Это роллы «Калифорния» и «Филадельфия», стандартные бургеры, классическая и сырная шаурма.
Нестандартные позиции — те, в которые добавляют необычные ингредиенты. К примеру, можно в роллы добавить начинку из манго и перца чили, а в шаурму класть мраморную говядину или морепродукты.
Шаг 4. Найти поставщиков
Со старта стоит сразу работать с поставщиками, а не просто закупать продукты в супермаркете.
Сотрудничество с поставщиками облегчает работу. Они сами привозят товар по нужному адресу, а вам не придется тратить время на поездки в магазин. Цены у поставщиков обычно ниже, чем в рознице.
Найти поставщиков можно несколькими способами:
- в интернете — например, по запросу «поставщик для бургерной»;
- на городских картах, например 2ГИС или Яндекс Карты;
- спросить рекомендации у знакомых из сферы общепита: поваров или администраторов.
Шаг 5. Выбрать помещение
Учитывайте такие критерии, когда будете выбирать точку:
- целевая аудитория — если планируете открывать шаурмичную для студентов, стоит открываться рядом с университетами, общежитиями или техникумами, а для современной бургерной подойдут модные и многолюдные районы, например центр города;
- трафик — если хотите, чтобы в заведение заглядывало больше людей или случайные прохожие могли зайти и быстро перекусить, тогда стоит выбирать проходимые места: центральные районы, остановки, бизнес-центры.
Помещение должно соответствовать нормам СанПиН. Например, на кухне обязательно должна быть вытяжка, отдельные раковины для мытья рук и продуктов.
Шаг 6. Купить оборудование и расходники
Посмотрим, каким оборудованием и расходниками можно закупиться на старте.
Оборудование. Каким оно будет, зависит от вашего меню. Например, если готовите суши, нужна рисоварка, если в меню есть смузи — понадобится блендер.
Не обязательно покупать новую технику — часть можно купить с рук. Например, холодильное оборудование вроде морозилки. А вот тепловое — фритюрницу, плиту — лучше брать новым в магазине. Как правило, оно ломается быстрее, поэтому удобно, когда на него есть гарантия. По ней можно сделать ремонт бесплатно или заменить устройство на новое. По мнению эксперта, если брать его с рук, придется платить дважды: сначала за само оборудование, а потом за починку.
Расходники. Сюда относится форма для сотрудников и инвентарь для обслуживания клиентов.
В любом заведении быстрого питания нужны:
- салфетки;
- кухонные приборы: вилки, ложки, ножи;
- коробки и бумага, чтобы упаковать еду;
- стаканчики с крышками для напитков;
- бумажные пакеты или целлофановые маечки.
Шаг 7. Нанять персонал
В зависимости от типа фастфуда меняется состав и количество нужных работников. Например, в шаурмичную на фуд-корте достаточно нанять повара. Он будет готовить шаурму, принимать оплату, пробивать чеки и убираться в киоске.
Для отдельного заведения понадобится больше персонала. Например, в бургерную обычно нужны:
- два повара;
- два кассира;
- администратор;
- техничка.
Шаг 8. Подать уведомление в Роспотребнадзор
Перед открытием фастфуда нужно подать уведомление в Роспотребнадзор. Так вы предупреждаете ведомство, что запустили бизнес и начали вести деятельность.
Если забыть про уведомление, можно получить штраф. Для ИП — от 3000 до 5000 ₽, для малых предприятий — от 5000 до 10 000 ₽, для средних и крупных предприятий — от 10 000 до 20 000 ₽.
Отправить уведомление в ближайшее отделение Роспотребнадзора можно несколькими способами:
- лично в управлении Роспотребнадзора;
- в МФЦ;
- через Госуслуги;
- по почте;
- по электронной почте — нужна электронная подпись.
Шаг 9. Продвигать бизнес
Чтобы привлечь первых посетителей, нужно продвигать заведение, например:
- повесить вывеску у входа — на входе в заведение можно установить вывеску с названием бренда. Это поможет привлекать органический трафик. Например, люди будут стоять у остановки, заметят вывеску чебуречной, заинтересуются и зайдут за перекусом;
- вести социальные сети — если открываете ресторан быстрого питания, где можно не только перекусить, а еще попробовать необычные позиции или посидеть с друзьями, соцсети будут основным каналом привлечения. Если открываете небольшой киоск, где продаете самсу, беляши и шаурму с собой, вести страницу в соцсетях, скорее всего, невыгодно;
- запускать таргетированную рекламу — это платный инструмент, который позволяет продвигать посты в соцсети и показывать их целевой аудитории. То есть реклама будет показываться тем, кто может быть вашим потенциальным клиентом. Таргетированную рекламу в России пока можно запустить только во ВКонтакте;
- покупать рекламу у блогеров или в СМИ — можно купить рекламу в городских пабликах. Подойдут новостные порталы и группы в соцсетях, где рассказывают про разные места города. Искать сообщества можно в Телеграме или во ВКонтакте;
- разместиться на картах города — когда человек ищет бургерную или шашлычную поблизости, он может заглянуть в карты и найти там ваше заведение. Особенно если у фастфудной точки там много хороших отзывов.
Больше полезных материалов на сайте Бизнес-секретов.