Тема #1: Что умеет крутой бариста и чем он отличается от просто человека, который варит кофе?
Бариста от небариста отличает, конечно, профессионализм и состоит он из четырех элементов.
1. Сильная теория
Бариста больше делает ручками, но для того, чтобы делать это хорошо — надо понимать как все устроено на уровне смыслов. Тут все вообще не примитивно — уверены, вы знаете, кофейную легенду о том, как зерно нашли и догадались обжарить его, но мы сейчас не про такую теорию. Хороший бариста на базовом уровне понимает химию и физику, географию, еще чуть-чуть биологию, историю кофеварения и много других интересных вещей. В конце концов, бариста для гостя — проводник в кофейный мир, который может увлечь продуктом, посоветовать рецепт или зерно, которое наверняка понравится, а это без теории, увы, никак не получится.
2. Регулярная и успешная практика
В лучших традициях скажем, что теория без практики дает мало. Знание о том, как сделать капучино не сработает — однажды его нужно будет сделать. И, поверьте, глянцевая пенка получится не сразу, вы точно накосячите с эспрессо и не сразу поймете, про какой-такой шоколад во вкусе все говорят. Но у вас получится! И регулярная практика даст крутые результаты.
3. Техническая база
Вкусная чашка на треть зависит от оборудования (остальные две от продукции и самого бариста), которое использовалось для ее приготовления. А с ним надо уметь работать. Бариста очень помогает понимание того, как именно машина готовит напиток, кофемолка намалывает зерно, а минерализация воды влияет на рецепт. А навык «собрать и разобрать кофемашину» — помогает вдвойне и открывает новые карьерные возможности.
4. Софт-скилы
Если мы говорим о классической работе бариста в кофейне, то это всегда работа с людьми. Вы можете быть мегакрутым профессионалом, рисующем идеального лебедя на каждой чашке, но если вы не готовы заботливо искать подход к гостю и иногда мириться с привычками, которые противоречат кофейным канонам — за стойкой вам будет сложно. Классный бариста в широком смысле любит людей и его клиентоориентированность основана не на регламенте заведения, а в первую очередь на личном интересе. Этот навык тренируется, пожалуй, сложнее всего, но от него во многом зависит карьерный рост. Потому что клиентоориентированный бариста — это человек, который приносит заведению большую выручку за счет качественного сервиса — как правило, постоянные гости кофейни приходят не столько за хорошим кофе, сколько к конкретному человеку, а это очень ценно.