Один гость ждал в ресторане своё блюдо 30 с лишним минут, после чего - то ли заскучав, а то ли из мести - создал стартап, который работает следующим образом:
- компания обзванивает популярные рестораны, просит забронировать стол на какое-то время и на какое-то имя;
- рестораны, получив по телефону просьбу забронировать столы, само собой, расставляют на столы таблички с именами забронировавших;
- таким образом, в популярных, воображаемым красным карандашом подчёркиваю этот аспект, городских ресторанах образуется большая масса забронированных столов;
- на сайте компании-обзвонщика в онлайн-режиме можно посмотреть, в каких же конкретно популярных ресторанах забронированы столы;
- и можно... купить бронь.
После оплаты человеку передают имя, которое необходимо озвучить на входе в популярный ресторан. И он рәхәтләнеп проходит без очереди, отдав за это, Аллах свидетель, небольшой прайс - от 5 до 12 долларов, тут зависит от востребованности заведения и дня/времени бронирования. Понятно же, что вечер субботы никак не может идти по той же цене, что и день вторника.
История абсолютно правдивая, всё произошло в июле 2014-го года в Сан-Франциско. Если кому интересны подробности - предприимчивого парня зовут Брайан Майер, и его веб-сайт ReservationHop, как пишут, мгновенно стал как оглушительно популярным, так и беспрецедентно ругаемым.
Он даже назвал себя "самым ненавидимым человеком в Сан-Франциско".
Страница веб-сайта выглядела приблизительно вот так:
То, что делал этот парень, и вообще вся деятельность ReservationHop не была незаконной. Поэтому, когда речь зашла об этических аспектах такого сервиса, он просто отмахнулся:
«Честно говоря, я не потратил много времени на размышления над этими вопросами. Я создал этот сайт в качестве эксперимента по изучению потребительского спроса на конкретный продукт, и до сих пор не решено, сработает ли он».
Неравнодушные и словоохотливые горожане по-неравнодушному и по-словоохотливому выражали своё недовольство в интернете, моделируя следующую ситуацию:
- вот честный человек приходит в востребованный ресторан, а там по всем столам таблички с именами;
- на входе ему сообщают, что местов-де нет, сами же видите - столы забронированы;
- и вот честный человек должен или ждать, пока какая-то бронь отменится, или идти в какое-то другое место, где вся ситуация может повториться.
Дурная бесконечность, зацикленность, вечное возвращение.
А если честному человеку кто-то скажет, дескать, да это же ненастоящие брони, это ж ReservationHop водит ресторан за нос, зайди на сайт да выкупи место и садись прям щас, делов-то - тут честный человек по-честному возмущается, дескать, а почему он, собственно, должен платить за право отменить фейковую бронь?
Тут необходимо отметить, что в Сан-Франциско, судя по всему, рынки создаются на ровном месте совершенно нормальным порядком. Когда вся эта история со скандальным стартапом только-только начала разгораться, какой-то писатель-фантаст по имени Кори Доктороу сказал, что ReservationHop - всего лишь один пример того рода веб-сайтов, что выжимают деньги из повседневных взаимодействий горожан или же случаев бюрократии.
К примеру, было там такое весьма известное приложение, называлось MoneyParking. Работало оно удивительно просто:
- вот человек оплатил парковку в каком-то месте с плотным трафиком, где обычно не найти даже за деньги свободное место;
- вот человек, оплативший парковку, занял своё место на парковке;
- вот у него выходит время;
- ну так он заходит на MoneyParking и, натурально, продаёт своё же место - дескать, друзья, вот-вот освобожу место 42, отдам за мелкий прайс.
И те, которым позарез нужно место именно на этой парковке - они, само собой, испытывают интенсивную эндогенную термическую обработку от собственной крови, спеша успеть купить.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а ты что же это, наглый халдей, официантишко, подавальщик, сравниваешь несравнимо? Это же как сравнивать капучино и замечательное кофе капучино с корицей погорячее.
Это другое, вы не понимаете.
А я вам отвечу - другое-то другое, но ведь и это приложение было, говорят, настолько популярно, настолько востребовано, настолько нужно людям, что мэр/глава/градоначальник официально запретил его.
Я как это прочитал - сразу подумал: а разве государство не делает точно то же самое?
Вот тебе надо к врачу: хочешь - сиди в очереди до посинения, а хочешь - запишись на определённое время. Да, когда ты придёшь, тебя будет ненавидеть вся очередь, с их точки зрения происходит страшная несправедливость, ведь они уже столько времени тут находятся, а тут какой-то наглец влезает перед ними… но им же никто не мешает точно так же записаться онлайн, верно?
А извозчик, бомбила, таксист - он по цене общественного транспорта тебя везёт? Хочешь - стой на улице и жди автобус/троллейбус/трамвай, особенно в мороз-то, а хочешь - вызови машину и садись в прогретый салон. Но и ценник за такой сервис, само собой.
А и в советское время, где-то я слышал или читал, предприимчивые товарищи торговали местом в очереди, если в самом деле дефицитный товар давали. Правда ли, нет ли?
Врачи не заставляют ждать в коридоре и уж точно не виноваты в том, что вы заболели.
Таксисты не заставляют ждать на остановке и уж точно не виноваты в том, что вы опаздываете.
Рестораны не заставляют ждать за дверью и уж точно не виноваты в том, что вы проголодались.
Вот если ReservationHop забронировал в ресторане 5-7 столов, а никто их не выкупил, и всё это время ресторан совершенно напрасно не мог никого посадить за стол, потеряв выручку - тогда, конечно, само собой. Ну так и люди же отменяют визиты к врачу, к стоматологу, к парикмахеру.
И такси вызываем-отменяем за секунду.
Ну 5 долларов место. Для Сан-Франциско-то. Не стал бы этот сайт таким популярным, если бы люди не соглашались платить за сэкономленное время.
Я так думаю.
...Да и всё равно проект, кажется, быстро закрылся.