Работа в сфере общественного питания, а именно официантом, таит в себе очень много трудностей. На данный момент сложно встретить профессионала своей профессии, на каждое заведение приходится примерно 2-3, так называемых "старичков, не ловящих запару". Работа в ресторане заключает в себе скрупулезное внимание к мелочам, и не ограничивается видимым со стороны легким алгоритмом "улыбнулся - принял заказ - принес - рассчитал - пожелал хорошего дня". Сейчас мы разберем ошибки, которые никогда не стоит совершать на работе.
1. Оставлять блюдо или напиток на раздаче.
Насколько идеально бы не было приготовлено блюдо или напиток, со временем оно теряет свой презентабельный вид и вкусовые качества, кофе "умрет" за 2-3 минуты, сыр на пасте впитается максимум за 5. Поэтому если вы не выбили правильно курс подачи блюда, всегда лучше вынести гостю, извиниться и объяснить ситуацию, самое главное искренне, 80% гостей поймет и простит, ну а в остальных случаях, придется потчевать со своей персональской скидкой.
2. Использование личных мобильных телефонов (ну по крайней мере при гостях или руководстве)
Если заказы не принимаются с телефона, то лучше хранить его "на стейшене", ибо он будет выпирать из кармана или фартука, но все мы люди (официанты тоже!!!), поэтому вы быстро найдете способы и лазейки ответить на заветное сообщение о предложении потусить после смены.
3. Забывать о маленьких или незначительных просьбах
Своевременно принесенные к столику дополнительные салфетки, хлеб к салату, соус для блюда дают гостям почувствовать заботу и заинтересованность с вашей стороны в их приятном времяпровождении. Никому не будет приятно ждать соус к остывающему блюду, а уж тем более по нескольку раз напоминать вам об этом.
4. Не пропускать гостей
Гость всегда прав (нуууу.. почти всегда), если вы просто скитаетесь по залу в момент затишья, и вдруг заходят долгожданные гости, не стоит лезть в проход "вперед батьки", улыбнись и пропусти, запомни!!! это твои буущие чаевые.
5. Оставлять пустую посуду, грязные салфетки, использованные приборы на столах.
Возможно кладбище пустых коктейлей и досок для закусок и выглядит, будто гость отлично проводит свой вечер. НО скорее всего это будет значить то, что официант неплохо проводит время в курилке или за "стейшеном".
6. Приносить заказы наугад
Если вы забыли уточнить курсы подачи блюд или напитков, особенности подачи, например коктейль безо льда или сделать цезарь на оливковом масле, лучше вернуться и все уточнить, гостям наоборот это уточнение придаст чувство заботы, а иначе все равно вам либо платить за него, либо "прогонять".
7. Принимать заказ на память
Еще есть такие "супер" официанты которые принимают и "забивают" заказ по памяти, однако имея небольшую активность в 3-4 стола, это будет сложно, появится путаница и неразбериха, а последующий шаг это "запара", что в нашей профессии равносильно провалу всего рабочего дня, поэтому изначально стоит взять в привычку записывать заказ и отмечать что какому гостю, в какой последовательности и на какой стол.
8. Забывать про приборы
Всегда лучше заранее, сразу после принятия заказа подготовить приборы и чайные пары, иначе потом может просто не хватить рук принести одновременно заказ и приборы, либо начнется "запара" и просто не будет свободных. Никакому гостю не захочется смотреть как вы нервно бегаете на мойку в поиске приборов и в отчаянии их натираете.
9. Одновременная подача
Всегда при наличии более одного гостя за столом, следует указывать, что блюда или напитки должны подать одновременно, чтобы люди расслабились за совместным приемом пищи, а не ждали пока всем принесут, за исключением дети и та самая фраза "по мере готовности, но к ней тоже следует относиться осторожно и всегда уточнять.
10. Знание меню
Конечно, наизусть знать составы и ттк бара с кухней невозможно, но умение "плавать" и разбираться это очень важно, я имею ввиду знать общие компоненты и аллергены блюд, при специфической ситуации людям будет только приятно от "сейчас, одну минутку, я на всякий случай уточню, и сразу же к вам вернусь"
Ну вот мы и разобрали одни из основных ошибок официанта, в следующей статье разберем остальные, а также в дальнейшем я постараюсь вам передать всю "внутренность" работы в общепите
P.S. официант из Уфы с 4-летним стажем на разных позициях