Найти тему
Записки плохого официанта

Олег Назаров о том, почему топовые рестораны сейчас отказываются от слова «ресторан» в названии

Пояснение для новых читающих: Олег Назаров - эксперт в области маркетинга ресторанов, профессиональный продвиженец ресторанов (что бы это ни значило), писатель-сатирик. В своё время выступал с каким-то Петросяном, а также, будучи в своё время продюсером на заре отечественного музыкального ТВ, рәхәтләнеп собирал деньги за ротацию клипов со всей российской эстрады (не платили двое: какая-то Пугачёва и какой-то Леонтьев).

Собственно, вот что он рассказывает о том, почему топовые рестораны сейчас отказываются от слова «ресторан» в названии:

«Сейчас слово «ресторан» - оно пугает народ. Потому что оно предполагает, что это будут колонны, тщательно засервированные столы… а в такие места народ ходит по праздникам. А праздники в нашей жизни редки, к сожалению».

Это зависит от размера кошелька. Кто-то, например, очень вкусно ест каждый день, тем самым лишая себя праздников.

«Поэтому сейчас, в основном, общий тренд такой и тенденция - и в интерьере, и в атмосфере - это создать нечто домашнее. То есть, чтобы были бы вокруг всякие разбросанные вещи, всякое-разное, там, не знаю, полочки, на них книжечки, цветочки… Коньки прибиты. Зонтик откуда-нибудь сверху свисает. Полная такая неразбериха - она создаёт ощущение дома».

Мы понимаем: разбросанные вещи - это по-домашнему. Непонятно одно - как быть тем, кто поддерживает дома порядок? И тем, у кого коньки к стене не прибиты?

В прежние времена домашнюю кухонную обстановку пытались приблизить к ресторанной, чтобы всё красиво и аккуратно, а сейчас рестораны пытаются приблизиться к некоему такому особому, непостижимо родному домашнему беспорядку. Удивительно, честно вам скажу.

Недаром ведь писал какой-то Бердяев, что уравнять что-либо можно только по нижнему краю:

- если уравнять доходы - это можно сделать, только отняв у богатого;

- если образование - это можно сделать, только упростив программу до уровня слабоумных;

- если красоту - только объявив какое-то новое уродство или какую-то новую безвкусицу эталоном;

- если нормы морали - только согласившись, что нет ничего страшного в том, чтобы пить замечательное кофе капучино с корицей погорячее.

И так дальше.

И точно так же уровнять эстетику можно только сделав её понятной большинству: беспорядок, коньки на стене, что-то свисает откуда-то - так здорово, так по-нашему, как дома.

«Поэтому, например, даже в Москве самые крутые рестораны называются «кафе». Потому что людям гораздо до легче зайти - психологически - особенно в наше время, когда непонятно, что с рублём делается, и настроения ни у кого нету - зайти в более простое место. Поэтому ресторан «Пушкинъ» - это кафе «Пушкинъ», кафе Vogue, кафе «Галерея» - все они у нас кафе».

Всё так, но иногда это только добавляет неразберихи:

Ресторан или кафе.

Когда крутой/дорогой/топовый ресторан специально называется «кафе» - это ведь тоже своего рода спесивость, очковтирательство и головотяпство.

Отчасти это напоминает мне случай, когда однажды в заведении, где я на тот момент работал, было у нас на редкость малолюдно, а одновременно с этим за одним из столов у окна сидел владелец. В то время слово «учредос» ещё не было в ходу.

Когда владелец появляется в собственном заведении - это всегда неприятно персоналу, работающему в это время; вдвойне неприятно (и отчасти даже опасно) - когда при этом в шараге мало гостей. Как бы хорошо ни работал персонал, в малом количестве приносящих деньги будет обвинён именно он.

  • Особенно - если в заведении силами хорошо работающего персонала был заранее наведён порядок. Объяснять надо?

А за соседним столом сидела бесхозная девушка. И, само собой, завязался у них диалог. Владелец расспрашивает о том, как ей в целом это место, это кафе, нравится-нет; а она расспрашивает его о том, кто он и чем занимается.

  • Потому что же надо на берегу выяснять, есть у мужчины деньги или нет, верно ли говорю?

И наш директор ничтоже сумняшеся отвечает, что он, дескать, фотограф. А про то, что этот шалман принадлежит ему - молчит: ну чисто шпион залегендированный.

Нет - вообще-то он и правда фотограф, по велению души и прочему сердечному. К примеру, все блюда он фотографировал лично сам, после чего эти снимки помещались в меню.

Или, к другому примеру, однажды я общался с казанской художницей, которая мне рассказывала, что наш директор может час лежать в снегу, ловя удачный кадр, она это точно знает и уважает.

  • Вот бы он точно так же ловил повод дать дополнительную премию официанту с большим стажем, вот это было бы дело.

Таким образом, рестораны, прикидывающиеся кафе, пускают зазря энергию не по тому вектору - что за дешёвые понты?

Всё равно что выдающийся человек выпустил бы автобиографию, назвав её как-нибудь типа «Моя самая обыкновенная жизнь». Или - «Я просто делал свою работу».

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а ты что же это, наглый халдей, официантишко, подавальщик, хочешь сказать, что у выдающегося человека обязательно должна быть выдающаяся жизнь? Разве не слышал, что у всякого человека есть какой-то свой талант? что каждый по-своему уникален? что каждый человек - это целая Вселенная?

А я вам отвечу - вот про то, что все люди выдающиеся, не надо вот это вот ля-ля разводить. Все не создают интернет, айфон, телевизор, поэму «Флейта-позвоночник».

-2

Еда
6,93 млн интересуются