Найти тему
ПроАвтобизнес

На путь исправления, или как АвтоВАЗ ликвидирует «ошибки» прошлого, и что ожидать российским автомобилистам

Интересную траекторию развития выбрал крупнейший отечественный автопроизводитель. АвтоВАЗ сосредотачивается на исправлении ошибок прошлого. Поясним.

До сих пор многие считают, что одной из крупнейших ошибок бывшего руководства АвтоВАЗа, а именно, шведа Бу Андерссона является перенос производства флагманского семейства Lada Vesta в Ижевск. Чем были вызваны такие решения, ответ лежит на поверхности.

Бу Андерссон и Lada Vesta
Бу Андерссон и Lada Vesta

Все дело в том, что прежним владельцем ижевской площадки была группа «СОК». В 2012 году на волне подъема рынка, АвтоВАЗ приобрел данный производственный актив. Напомним, что именно этот год стал рекордным за всю новейшую историю российского авторынка – продажи в РФ чуть-чуть не дотянули до 3 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.

-3

Именно эта площадка понадобилась АвтоВАЗу для размещения производства автомобилей японской компании Nissan – одного их участников франко-японского альянса, утверждавшегося в качестве совладельца российского автогиганта. Так и утверждалось, что это стратегическая площадка локализованных «ниссанов». Но российский авторынок  распорядился иначе. Оказалось, что модели Nissan, выпущенные в Ижевске, не пользовались спросом. Это были хэтчбек Nissan Tiida и седан Nissan Sentra. Спрос на них был ограниченным и, в конце концов, их производство было свернуто.

Nissan Tiida встречается на российских дорогах
Nissan Tiida встречается на российских дорогах

На конвейере в Ижевске осталась лишь Lada Granta в кузове лифтбек. И вот в этих условиях и было принято решение дозагрузить ижевскую площадку новым автомобилем Lada Vesta.

-5

Впрочем, первоначально, планы были другие. Как известно, у старого доброго советского Волжского автозавода было три нитки главного конвейера. Первую нитку реконструировали и в 2012 году начали выпускать французские модели Renault Logan/Sandero, которые ранее выпускали на заводе в Москве, затем здесь же запустили производство Lada Largus, а позднее и Lada XRay. Вторую линию переспециализировали, а третья нитка выпускала Priora.

Lada Priora на третьей линии
Lada Priora на третьей линии

Так вот первоначально на третьей линии и был запланирован выпуск Lada Vesta. Для чего эта конвейерная линия должна была удовлетворять стандарту AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault-Nissan. Под это начали закупку нового оборудования, как сварочного, так и окрасочного.  Но тут как гром среди ясного неба выходит управленческое решение Бу Андерссона – перенести выпуск Lada Vesta в Ижевск.

-7

В свою очередь в Тольятти из Ижевска переносят выпуск лифтбека Lada Granta.

Не будем утомлять всеми этими пертурбациями, в Ижевске к тому времени производство оказалось даже более современным. Ижевский комплекс мог выпускать до 150 тысяч Lada Vesta в год. Единственный ограничитель, это мощность окрасочного комплекса 30 машин в час — такова предельная пропускная способность.

В 2015 году производство «веста» было подготовлено и презентация автомобиля состоялось в сентябре, а к концу года уже первые сотни счастливых российских автолюбителей стали владельцами автовазовского флагмана.

-8

Но при этом все же критика Бу Андерсена не умолкала - сетовали на затраты по логистике, ведь большое число автокомпонентов и деталей приходилось везти за 600 км в Ижевск из Тольятти. А в это время АвтоВАЗ был глубоко убыточным предприятием.

Можно было надеется, что новое руководство АвтоВАЗа в лице француза Николя Мора скорректирует и перенесет обратно на тольяттинскую площадку флагманское семейство. Но Николя Мор в самом первом интервью рассказал, что даже теоретически речи о таком переносе нет.

«Решение перенести производство Vesta с линии Priora в Тольятти на завод в Ижевске было принято моим предшественником в мае 2014 года. Это было нужно для обеспечения графика запуска и качества. К тому времени в Тольятти были сделаны большие инвестиции для подготовки выпуска Vesta, но были и некоторые задержки. Плюс качество выпуска автомобилей в Ижевске в то время было чуть лучше, чем в Тольятти. Мы сохраняем его производство в Ижевске и в настоящее время вопрос о переносе производства LADA Vesta в Тольятти не рассматривается», - отметил Николя Мор.

Возвращение в Тольятти и обратно

Однако к этому вопросу уже пришлось вернуться в прошлом году, после ухода французского автопроизводителя из России. Как известно, всю вторую половину года были проведены работы по возвращению семейства Vesta на первую линию в Тольятти. Затраты под этот перенос составили 1 млрд руб. Но в тоже самое время ижевская площадка «осиротела». Вначале пытались успокоить ижевскую общественность, мол, в Ижевске будут выпускать электрокар Lada e-Largus.

Но вот на днях в интервью РИА Новости президент АвтоВАЗа Максим Соколов поделился планами, касающимися завода «Лада Ижевск». В столицу Удмуртии хотят релоцировать универсал Lada Largus, который построен на французской платформе B0. Это тянет на сенсацию. Какие же аргументы выдвигаются?

-9
«Мы рассматриваем этот вариант и готовим предложение для совета директоров. Это логично: если там проект e-Largus, то соответственно надо эти проекты совместить. Этот вопрос встал перед нами не то, чтобы оперативно, но с учетом всех факторов…», - отмечает Соколов.

Президент АвтоВАЗа также заметил, что когда запустим проекты Lada Iskra, кроссовер Vesta, Lada Aura, может другие новые продукты, то им всем вместе на площадке в Тольятти будет очень тесно это уже на среднесрочную, и даже долгосрочную перспективу.

-10

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz