Найти тему
ПроАвтобизнес

Спецоперация по имени ВАЗ, или история о том, как родился отечественный автогигант

Российский автопром до последнего времени, что ни говори, имеет американо-европейские корни.  Заимствуя и перерабатывая зарубежные разработки, страна все-таки сумела развить собственную инженерную школу автомобилестроения. Не будем давать оценки. Сегодня они чаще негативные, поскольку российский автопром в 2022 году не смог быстро дать ответы на возникающие вызовы.

Наш материал о другом отрезке времени, о другой эпохе. Это интереснейший сюжет, который начинался еще задолго до того, как было принято решение о строительстве в Тольятти отечественного автогиганта.

Первый секретарь ЦК и Председатель правительства СССР Никита Хрущев в истории АвтоВАЗа почему-то является обойденной вниманием фигурой. А ведь с его встречи с Витторио Валетта, руководителем итальянского FIAT в начале 60-ых, и начинается ход событий. Тогда в Москве в Сокольниках проходила грандиозная итальянская выставка. Дело было в 1962 году. После чего Хрущев дал добро на поездку в Италию на заводы FIAT своего первого заместителя – Алексея Косыгина, впоследствии многолетнего премьер-министра СССР, который внимательнейшим образом ознакомился с современным западным автопроизводством.

Алексей Николаевич Косыгин знакомится с западно-европейским автопромом
Алексей Николаевич Косыгин знакомится с западно-европейским автопромом

Принципиальное решение о строительстве автогиганта будет принято в январе 1965 года на правительственном Комитете по автотракторному машиностроению, который проходил на ВДНХ СССР, в присутствии двух главных руководителей страны – Леонида Брежнева и Алексея Косыгина. Никиту Хрущева к тому времени сняли и отправили на пенсию. Вот такая предыстория.

А затем уже встал вопрос – а что выпускать на новом советском автогиганте? Тогда для испытаний в НАМИ были закуплены за границей автомобили Ford Taunus 12M, Morris 1100, Peugeot 204, Renault 16. Некоторое изумление вызывает в списке чехословацкая Skoda 1000MB. Уж с чехами могли договориться, все-таки братская страна в то время. И, конечно же, итальянский FIAT-124. Этот автомобиль даже получил престижный титул «Автомобиль года» в 1967-м, а на конвейер встал годом ранее - в январе 1966-го.

FIAT-124 Berlina
FIAT-124 Berlina

Выбор среди претендентов был не таким легким и даже немного затянулся. Дело в том, что начальник бюро легковых автомобилей Борис Фиттерман был сторонником развития переднеприводной схемы, которая на тот момент стала пробивать себе дорогу в мировом автопроме. Представителем переднеприводного автомобиля, также принимавшим участие в испытаниях, был европейский хэтчбек Renault-16. Он также был титулованным, получив в 1966 звание «Автомобиль года». В конце концов было выявлено два фаворита – FIAT-124 и Renault 16.

-4

Бытует легенда, мол, точку в вопросе поставил «дорогой Леонид Ильич». Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу на дачу в Завидово, для пробы пригнали итальянскую и французскую модель. И ему, якобы, больше понравился переднеприводный французский хэтчбек. Но в конце концов он вынес вердикт, поставив точку в споре, мол, Италия нам ближе, чем Франция. Это политика.

И хотя Франция к тому времени лишилась колоний в Африке и Индокитае, СССР поддерживал во французских элитах титул страны как «великая Франция» (grande France), проводящую отличную от других западных стран политику. В 1966 Франция вышла из НАТО, а визит в СССР в июне генерала Де Голля был триумфальным. В общем же, Францию не обидели и подписали контракт с Renault на  переоснащение московского завода МЗМА (позднее АЗЛК, а ныне МАЗ Москвич) на сумму 700 млн франков или $142 млн.

-5

А уже в августе 1966 в Москве подписали генеральный договор о сотрудничестве СССР и итальянского концерна FIAT по строительству завода мощностью 600 тысяч легковых автомобилей в год.

Опять же, это был итог одного из этапов, рассказываемой нами истории. А немного ранее неожиданно всплыл финансовый вопрос. Председатель Совета Министров СССР (так ранее назывался пост премьер-министра страны) Алексей Косыгин, отправляя на очередные переговоры в Италию министра автопрома Тарасова установил планку для кредита в 5%. Но итальянская сторона в лице банка IMI (Instituto Mobiliare Italiano) настаивало на принятой в Италии ставке по промышленному кредиту в 7%. Сумма же целевого кредита итальянского банка нашему Внешторгбанку СССР составляла $320 млн, и не вызывала разногласий.

Универсал FIAT-124
Универсал FIAT-124

Тогда собственным корреспондентом газеты «Известия» в Италии работал известный журналист Леонид Колосов, по совместительству сотрудник Первого главного управления КГБ СССР. Вот именно ему и пришлось проводить спецоперацию. Нужно было снизить банковскую ставку. С чем он успешно справился, поскольку он имел связи в различных кругах итальянской элиты.  Нужно было распространить слух, мол, у министра Тарасова имеются какие-то договоренности с французами из Renault. Это не составило большого труда. Финансовое положение итальянского автопроизводителя было весьма непростым и срыв сделки с Советами, обошелся бы весьма дорого. Потому быстро был найден компромисс – банк IMI снизил ставку до 5,6%.

В целом же, возведение автозавода в Тольятти обошлось в $887 млн, согласно оценке журнала Forbs. Но за ценой от широкой публики скрывалось многое. В том числе обход запрета на поставки в СССР технологий. Тогда ведь шла «холодная война» между системами. Недаром перед сделкой президент FIAT Витторио Валетта даже нанес визит в США, где встречался с тогдашним хозяином Белого дома Линдоном Джонсоном, где доказывал, что проект с Советами носит мирный характер, и нацелен на улучшение быта советского населения. Реакция американцев была негативной, да и на родине Ватикан был против сделок с советскими "антихристами".

Тем не менее итальянской стороне удалось уладить все вопросы. Оказалось, что две трети оборудования на ВАЗе было американским, либо произведено по американским лицензиям.

-7

Первый серийный автомобиль должен был покинуть заводской конвейер в конце 1969 года, согласно контракта. Но строительство заводских корпусов шло с некоторым отставанием. И тут подвернулась красивая дата. В апреле 1970 года страна и все «прогрессивное человечество», такой штамп использовался советской пропагандой, встречали 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина – основателя социалистического государства. И на заводе появился спасительный лозунг: «Соберем первый автомобиль к 100-летию В.И.Ленина». И в апреле 1970 начался серийное производство ВАЗ-2101, который именовался в соглашении с итальянцами «Автомобилем №1», а позже началась сборка и «Автомобиля №2». Так назвали универсал ВАЗ-2102. Как известно, серийное производство вазовской заднеприводной классики продолжалось до 2012 года - целых четыре десятилетия. Вот на какой длительный период времени определила развитие автопрома та сделка с итальянцами.

Да и на автопром других социалистических стран было оказано существенное воздействие, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния также заключали соглашения с крупнейшими западноевропейскими автопроизводителями.

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц