К началу XVIII века про кофе в Праге толком почти никто не знал. Его продавали в некоторых аптеках как средство, помогающее подольше не заснуть - и не более того. Но однажды в городе появился странный незнакомец с двумя мешками кофе...
Никто точно не знает, когда родился этот человек. Даже называют его по-разному, хотя большинству известен он был как Георгиус Деодатус. Также пишут, что скорее всего он был армянином, хотя, возможно, настоящая его национальность - ассириец, а армянином его звали потому, что с христианством он познакомился в Армянской Апостольской церкви.
Считается, что Георгиус Деодатус родился в Дамаске. Отец его был богатым купцом и дал сыну хорошее образование. Георгиус отправился набираться опыта в Европу, перешел в католицизм и установил хорошие отношения с монахами-иезуитами.
Примерно в 1704 году Георгиус оказался в Вене. Здесь он пытался вести какие-то предпринимательские дела, но настолько неудачно, что остался почти без денег. В Вене как раз набирали популярность кофейни, и кто-то рассказал ему, что в Праге до сих пор не пьют кофе.
Это же здорово! На последние деньги Георгиус купил два мешка кофе и отправился в Прагу. С собой у него было письмо от венских иезуитов, просивших пражских иезуитов поспособствовать усердному молодому человеку в получении права на торговлю.
Письмо сработало, Георгиус получил право торговать странным, на вкус многих, горьким черным напитком. Но желающих употреблять кофе было не очень много. И тогда Георгиусу пришла в голову отличная мысль - использовать свое экзотическое восточное происхождение как рекламу.
Он придумал себе костюм: шаровары, туфли с загнутыми носами, тюрбан, на который можно было поставить кофейник. В таком виде он выходил на улицы, неся в руках жаровню, на которой подогревал кофе, и ларец с чашками. Георгиус в то время владел только итальянским, и ему пришлось поспешно выучить азы немецкого и чешского - на ломаном языке, что отлично вписывалось в, как бы мы сейчас сказали, имидж торговца с экзотического Востока, он зазывал покупателей.
Вскоре у него появились почитатели. За почитателями пришли деньги. Денег стало достаточно, чтобы в 1714 году открыть собственный магазинчик в доме, который сейчас известен как у "Золотого змея" (U Zlatého Hada) - тогда этого знака на доме не было, он появится примерно в середине XVIII столетия. Георгиус женился. У него появились дети.
Но конец у этой истории, увы, не очень счастливый. Во-первых, горячий восточный продавец кофе, несмотря на истовую католическую веру и наличие супруги, обожал юных доступных красоток и тратил на них кучу денег. Во-вторых, он писал памфлеты на религиозно-нравственные темы, где особенно выступал против евреев.
Еврейская община Праги отомстила ему по-своему. Несколько богачей скупили его векселя и обратились в суд, чтобы он заплатил по ним. Столько денег у продавца кофе не нашлось, и он бежал из Праги.
Правда, год-другой спустя Георгиус вернулся и попытался начать бизнес с нуля, поселившись в известном доме "У трех страусов". Теперь он хотел торговать чаем и алкоголем. Вот только дело не пошло, а вернуться к продаже кофе тоже было сложно - по его стопам уже пошли многие, и ему трудно было конкурировать с молодыми и дерзкими.
Сочинение трактатов на религиозные темы привлекало Георгиуса все больше - но за это не платили. Жена и дети требовали денег - а их не было. В 1740 году Георгиус, разругавшийся с семьей и оставшийся без денег, умер.
Зато он научил Прагу пить кофе.