- Алёна, расскажите почему такая молодая и красивая девушка решила заниматься вином?
Как и многие, я довольно долгое время находилась в поиске себя, менеджерское образование позволяло заниматься чем угодно, но определиться с интересующей отраслью было не так просто. Пробовала себя в разном, но "магия" не происходила. Все быстро изменилось, когда в магистратуре нужно было придумать тему диссертации — я устроила брейнсторм и выделила несколько наиболее интересных для себя направлений. Очень быстро в этой битве победило вино. Тогда я начала работу над своим исследованием на тему «Стратегии и технологии маркетинга и PR в продвижении продукции российских виноделен» — собирала информацию про российскую винную отрасль и сами винодельни, ездила на выставки, ходила на дегустации, изучала зарубежные исследования и научные статьи по теме, брала интервью у отраслевых экспертов, и даже прошла дистанционный курс в школе вина «Энотрия». Спустя годы понимаю, насколько продвинулась в этой сфере, ведь когда я начинала, про вино не знала практически ничего. Диссертацию в итоге защитила с отличием (и даже выиграла с ней в нескольких престижных конкурсах), в то же время получила оффер от «Дербент Вино», на который без раздумий согласилась.
- Вам не было страшно ехать в Дагестан? Родители не переживали?
Не буду скрывать, во время первой командировки в Дербент мама, конечно, беспокоилась, но как оказалось - напрасно. У меня тоже было определенное волнение, так как на Кавказ я ехала впервые. Но все это влияние стереотипов, а ориентироваться всегда стоит на свои знания, реальный опыт, эмоции и ощущения. Дагестан — прекрасное место с очень гостеприимными людьми, не нужно ничего бояться. Главное — уважать культуру и традиции других людей, и в целом быть доброжелательным, тогда все всегда будет хорошо. Впрочем, все это актуально не только для Дагестана.
- Что входит в ваши обязанности? И какие из них особенно интересные?
Обязанностей много и они разноплановые, поэтому работаю обычно в режиме многозадачности: мониторинг конкурентов, анализ трендов, работа с дизайнерами и копирайтерами, участие в разработке концепции новых продуктов, ведение внутрикорпоративного дайджеста о проведенных мероприятиях, подготовка презентационных и POS-материалов по продуктам компании, заказ брендированной продукции, размещение рекламных публикаций и организация коллабораций, представление винодельни на отраслевых выставках и фестивалях, написание статей и пресс-релизов, актуализация информации на сайте и много других интересных задач.
Я люблю писать, потому особенно радуют творческие задачи, так или иначе, связанные с копирайтингом. Например, когда только устроилась в «Дербент Вино», одной из первых задач стал поиск/создание легенды для линейки вин Luna del Caspio. За несколько вечеров я придумала «древнюю дагестанскую легенду» о девушке, её возлюбленном и их трагической истории, за которой наблюдала Луна. Прошло время, в потоке задач я забыла про эту историю, и вот в декабре еду в Ашан за покупками к Новому году, и там вижу подарочные коробки с нашим вином, а на их обороте моя “легенда”. Невероятные ощущения!
Конечно, я тут же купила сразу две таких на память.
Еще люблю делать красивые презентации, буклеты, открытки. Хоть я и не дизайнер, но получается вполне неплохо.
- Я поняла, что вы творческий человек, давайте тогда об этом. Расскажите, как появляются новые линейки?
Обычно концепции для новых линеек мы прорабатываем сами, но есть и интересный кейс сотрудничества с Высшей школой брендинга, с которой мы совместно работали над созданием линейки вин Desono.
Как раз сейчас у нас идет активный процесс проработки концепций новых линеек вин, каждую пятницу совместно с коммерческим блоком мы устраиваем групповой брейнсторм, анализируем тренды, накидываем идеи, обсуждаем разные варианты нейминга и этикеток для новых позиций. За само создание вин, конечно же, отвечает наш главный винодел — Шамиль Алиев и консультанты из итальянской компании Enofly.
- Алёна, какое ваше любимое вино?
Шардоне Desono из белых (я вообще больше «по белым»), Di Caspico экстра брют из игристых, выдержанное Эндемы Мерло из красных.
- Знаю, что вы много ездите по стране, представляя вина компании на различных фестивалях, ярмарках, конкурсах. Какие города и чем вам запомнились?
Больше всего меня покорил Волгоград. Это была первая официальная командировка с «Дербент Вино», город я тоже посетила впервые. Я сразу же поехала на Мамаев курган, поднялась к монументу «Родина-мать», которая поразила больше, чем в свое время Эйфелева башня. А еще я там же в компании винных коллег впервые попробовала раков - и теперь это моя особая гастрономическая любовь. На днях я как раз вернулась с очередного «Волга-Дон Вин Феста», где опять была прекрасная погода, множество счастливых любителей вина, новые знакомства, и, конечно же, вкусные раки.
В июне этого года мы с коллегами ездили на фестиваль «Gastreet» в Сочи, там я в первый раз побывала на Красной Поляне и влюбилась в местные горы. Потрясающей красоты место. Планирую обязательно вернуться туда зимой и наконец-то «заценить» эту локацию уже в качестве горнолыжного курорта.
- Заметила, что на фестивалях у стоек некоторых производителей практически никогда нет людей, у вас же всегда аншлаг. От каких факторов зависит популярность винного бренда?
Я бы обозначила несколько факторов: общее количество продукции, ширина ассортимента, дегустационная порция, ну и, хочется верить, качество работы нас как бренд-амбассадоров. Например, в том же Волгограде на прошлых выходных практически ни у одной из виноделен не было полусладкого игристого, которое любят многие местные. Мы учли эту особенность исходя из опыта прошлого года, поэтому все шли к нам. Жемчужное полусладкое вино Fiori di Mare и полусладкое Di Caspico пользовались огромной популярностью и быстро закончились как на стойке, так и на продаже.
Количество продукции и дегустационная порция также важны, нас не раз отмечали как самую щедрую в этом смысле винодельню. Ну и, конечно, стиль общения бренд-амбассадора/представителя винодельни имеет большое значение. Нужно быть открытым, вежливым, отдавать людям много энергии и положительных эмоций, и что на мой взгляд особенно необходимо – это уметь находить подход к разным людям. С кем-то можно и побеседовать на сложные темы об оборудовании и составе почв, а вот начинающим любителям вина лучше доносить информацию максимально доступно, не перегружая свою речь сложными терминами, значение которых иной раз доступно только профессионалам.
- Алёна, как вы считаете, что важнее — удачный маркетинг или качественно сделанный продукт, в вашем случае вино?
Можно, конечно, раскрутить и некачественный продукт, на алкогольном рынке таких примеров достаточно, но я никогда не стала бы работать в компании, в качестве продукции которой не уверена. Я из семьи предпринимателей-производственников, для меня это принципиальный момент. Поэтому качество вин всегда должно стоять на первом месте. Можно сколько угодно устраивать акции, розыгрыши, участвовать в фестивалях, проводить дегустации, но если вино плохое и не нравится людям, то все это будет бессмысленно. Я рада, что в случае с «Дербент Вино» об этом переживать не приходится.
- Слышала, что потребители из Сибири, Урала, Дальнего Востока часто жалуются на то, что российские вина до них не доезжают. Получается маркетинг сработал, а логистика нет. Как вы решаете эту проблему?
Да, такое действительно часто случается. Знаю по себе, моя мама живет в Новосибирске и тоже сетует на отсутствие наших вин во многих магазинах. Тут все зависит от конкретной сети и того, как они внутри своих торговых точек распределяют продукцию. Многие потребители часто спрашивают в каком именно магазине есть вот это конкретное вино, но мы не всегда можем четко ответить на этот вопрос – это скорее к отделу продаж. Мне кажется, решить эту проблему можно было бы через создание онлайн-базы, где каждый потребитель мог бы выбрать свой город и увидеть все точки, где продается наше вино. Возможно, в ближайшее время мы начнем работу в этом направлении.
- Алёна, поделитесь своими ощущениями от первого посещения винодельни «Дербент Вино». Какого это попасть в “святая святых”? Что вы испытывали в тот момент, чего ожидали?
Поездка была по-настоящему долгожданная, посудите сами — я начала работать в конце мая 2022 года, и только в середине октября наконец-то вживую увидела Дербент и нашу винодельню. Впечатления были непередаваемые, вроде бы я неоднократно видела её на видео и фотографиях, но увидеть своими глазами — это совершенно другие эмоции. Особенно впечатлили размеры (не винодельня, а настоящий «завод-гигант»), чистота и современный дизайн офисных помещений. Такого не ожидаешь от Дагестана.
Поездка была приурочена к мини-туру винных блогеров и партнеров компании, поэтому у нас была очень насыщенная программа — вначале главный винодел — Шамиль Алиев лично провёл для нас экскурсию от цеха переработки винограда до линии розлива, затем была дегустация игристых вин прямо из акратофоров, после мы ужинали в ресторане с изумительной дагестанской едой. На следующий день мы поехали на виноградники, где любовались ухоженными лозами с видом на Каспийское море.
Здорово, что подобное приключение может себе организовать любой желающий, приезжающий на отдых в Дербент. Мы плотно работаем над программой развития туризма на винодельне, уже сейчас активно проводим экскурсии, а для самых искушенных можем организовать выездную дегустацию на виноградниках с местным гастрономическим сопровождением. Так что, ждём всех в гости!
- Скоро у вас пройдет масштабное событие — Ночь заводов 2023. "Дербент Вино” первая винодельня, которая будет участвовать в мероприятии подобного рода, это очень круто! Расскажите, чья это была идея, и что увидят посетители в этот вечер внутри завода и на его территории?
Это действительно очень интересное мероприятие и первый для нас подобный опыт, поэтому вся команда с нетерпением ждет «Ночь заводов». Проект подготовлен куратором арт-направления “Derbent V” Варварой Новиковой, директором по маркетингу Юлией Обуховой и командой арт-резиденции «Сильно» (Полина Дмитриева, Максим Силенков, Катя Краева, Анастасия Бувай).
На этом фестивале зрители пройдут по специальному маршруту, исследуя пространство завода через работы современных художников. На этом пути их будут сопровождать медиаторы-искусствоведы. В рамках «Ночи завода» впервые будут показаны арт-объекты художника-архитектора Ника Белова из виноградной лозы, камня, металла и винных бутылок. Все они вдохновлены архитектурными формами древней крепостной стены и соседствующего с ним современного винного производства (завод «Дербент Вино»).
Далее маршрут исследования продолжится внутри завода, на первом этаже которого зритель увидит и услышит работы, созданные художниками в рамках прохождения резиденции «Сильно» — партнера «Дербент Вино». В общем, будет интересно, ярко, необычно — все как мы любим. Приезжайте, будем вам рады!
С полной программой фестиваля можно ознакомиться на сайте: https://factorynight.ru/