Как получить хорошо мотивированный, дружный, квалифицированный штат? Где находить правильных людей? Во многом это зависит от владельца ресторанного бизнеса:
1.Точно сформулируйте требования к персоналу ресторана
В первую очередь, для себя. Чего вы хотите от ваших сотрудников? Что для вас является определяющим? Наличие опыта работы, например, в ресторане корейской кухни? Или в пиццерии? В суши-баре? Умение коммуницировать с людьми? Знание маркетинговых уловок?
Постарайтесь формулировать требования по отбору и найму персонала четко, коротко и однозначно. Можно написать список с основными параметрами кандидата вашей мечты. Затем выделите те пункты, которые приоритетны.
2. Правильно составьте вакансию
Правильно составленное объявление о подборе персонала для ресторана должно включать в себя следующие блоки:
● Ясное описание должности. Избегайте размытых и непонятных описаний. «Нужен оператор кондитерского шприца для кулинарии широкого профиля» или «специалист по коммуникации с клиентами в ресторанной сфере» ‒ слишком длинно и сложно. «Найму повара», «ищем официанта», «нужен бариста» ‒ уже неплохо. Еще лучше ‒ сразу коротко расписать основные обязанности для персонала ресторана, которые вам нужны.
● Требования к сотруднику. Этот вопрос мы уже разобрали выше. Здесь нужно по возможности четко отобразить свое видение ситуации.
● Плюсы работы: Подчеркните преимущества, которые ваш ресторан способен предложить. Например, конкурентоспособные зарплаты, система бонусов, гибкий график работы, перспективы карьерного роста или уникальные возможности для обучения и развития.
● Вовлекающее описание заведения: Вакансия должна рассказывать не только о работе, но и о ресторане. Опишите миссию, ценности и атмосферу места. Это поможет привлечь тех, кто разделяет ваше видение и хочет стать частью команды.
● Прозрачность процесса найма персонала: Если возможно, укажите основные этапы, через которые человеку предстоит пройти, чтобы стать вашим сотрудником. Допустим: собеседование с менеджером по персоналу ресторана, с владельцем, обучение, испытательный срок 2 недели. Человек чувствует себя спокойнее, когда четко видит перспективы.
● Контактная информация: Не забудьте указать, как и куда подавать заявления, а также каналы связи для уточнения деталей.
Вроде бы, простая схема, но как мало вакансий соответствуют этому описанию!
3. Используйте разные каналы для поиска
Есть всем известные сайты для размещения вакансий и поиска работы: hh.ru, superjob.ru, rabota.ru и т.д. Советуем также обратить внимание и на другие источники ценных кадров:
● Кулинарные сообщества в соцсетях. Ищите их по ключевым словам «питание», «персонал», «ресторан», «кухня», «кулинария» и т.п. По-настоящему погруженные в профессию люди, как правило, сидят в таких местах.
● Ваши соцсети. Наверняка на вас подписаны в числе прочих люди, с которыми вы познакомились на работе. Они могут знать о ценных кадрах, находящихся в поиске нового места. Через знакомых можно перехватить людей, даже еще ни разу не зашедших на HeadHunter.
4. Ответственно подойдите к собеседованию
Вам не просто нужно убедиться, что человек обладает нужными навыками. Вам также желательно удостовериться, что он способен работать в быстром темпе, сохраняя высокое качество обслуживания. Также важно, чтобы обслуживающий персонал в ресторане разделял ваши цели и поддерживал концепцию. И чтобы навыки общения сотрудников находятся на должном уровне. Чтобы проверить это, спрашивайте о:
● Опыте работы: Постарайтесь не просто выяснить заведения и должности. Спросите также, какие конкретно обязанности человек выполнял, что ему при этом удавалось хорошо, нравилось, а что ‒ не очень.
● Навыки: Важнее, конечно, профессиональные умения. Но и другие таланты стоит выяснить. Как знать, может быть, вы обнаружите неожиданные дарования в человеке, который придет к вам на собеседование. И предпочтете подыскать для него другое место в структуре персонала вашего ресторана, увидев, что там кандидат может оказаться полезнее.
● "Расскажите о ситуации, когда вам пришлось решать сложную проблему или конфликт на работе. Как вы с ней справились?" Используйте ответ на эти вопросы, чтобы оценить, насколько хорошо кандидат способен справляться с давлением и сложными ситуациями.
● "Как бы вы обрабатывали ситуацию, когда клиент разозлен или недоволен?" Это поможет вам понять, насколько у человека развиты коммуникативные навыки.
● Мотивация: "Почему вы хотите работать в нашем ресторане?" Ищите кандидатов, которые демонстрируют страсть к работе в ресторанной индустрии и к вашему конкретному заведению. Это очень важный момент в процессе найма персонала.
● Долгосрочные планы: "Как вы видите свое будущее в ресторанном бизнесе?" Этот вопрос поможет определить, захочет ли кандидат расти и развиваться вместе с вами.
● Пунктуальность и ответственность: "Как вы относитесь к неожиданным сменам в графике работы?" В ресторанной индустрии расписания часто меняются, и нужны люди, которые могут быть гибкими и надежными.
Помимо сути ответов, обязательно оценивайте то КАК человек отвечает. Понятно дело, что собеседование ‒ это процесс стрессовый, и это влияет на поведение. Но все-таки для работы персонала ресторана важна способность общаться свободно и не теряться в нестандартных ситуациях. А вот для персонала кухни ресторана это менее существенно. Но и тут хотелось бы видеть энтузиазм и желание развиваться в профессии.
5. Уделяйте должное внимание обучению
Причем важно обучать не только новичков, возможность учиться новому нужно давать и тем, кто работает давно. Это станет дополнительным мотиватором и для новых сотрудников: они увидят, что работа у вас дает им какие-то перспективы, что они смогут вырасти в профессиональном плане под вашим руководством.
При планировании и организации обучения персонала ресторанов учитывайте следующее:
● Определение целей: Прежде чем начать, определите, чего вы хотите достичь. Это может быть обретение технических навыков, такие как приготовление определенных блюд, или soft skills: такие, как способность разруливать конфликты к всеобщему удовольствию.
● Разработка программы: Составьте конкретный план, это поможет упорядочить процесс.
● Использование разнообразных методов: Не все обучаются одинаково, поэтому используйте различные методики, включая игровые. Геймификация ‒ великое дело. В том числе, в вопросах управления персоналом в ресторане.
● Создание обучающих материалов: Разработайте подробные руководства и инструкции для каждой роли. Эти материалы должны содержать информацию о стандартах обслуживания, процедурах безопасности, технических навыках и так далее. Пусть все важное будет четко прописано и зафиксировано.
● Вовлекайте в процесс всех участников: Позвольте сотрудникам задавать вопросы и давать обратную связь. Это поможет убедиться, что они полностью понимают материал и готовы его применить.
● Следите за прогрессом: Проверочные тесты и задания ‒ это тоже своего рода обратная связь. Проверяйте, какие темы человек усвоил хорошо, а каким стоит уделить больше внимания.
● Обеспечение поддержки после обучения: Учеба не заканчивается после обучающей сессии. Убедитесь, что и в процессе готовки, закупках, обслуживания персонал ресторана сохранит доступ к учебным материалам. Также важно, чтобы новички могли задавать вопросы и получали бы поддержку от более опытных сотрудников.
● Мотивация: Признавайте и вознаграждайте участие и прогресс сотрудников в обучении. Это может стимулировать их стремление учиться и становиться лучше.
Да, эффективное обучение требует времени и ресурсов. Но это важная инвестиция в будущий успех.
6. Наладьте коммуникацию с действующим персоналом
Чтобы они чувствовали себя частью общего процесса, могли влиять на принимаемые решения. Это повысит вовлеченность и мотивированность ‒ и вопрос «Как нанять персонал в ресторан?» будет возникать у вас реже.
7. Предусмотрите способы мотивации сотрудников
Продумать мотивационные меры ‒ это значит сделать перспективу работать у вас более привлекательной. К вам будут стремиться попасть лучшие. Это значительно влияет на то, какой персонал в вашем ресторане. Заинтересованный, профессиональный, ответственный ‒ как этого добиться? Есть несколько простых способов мотивации:
● Конкурентоспособная оплата труда: Конечно, если вы можете платить персоналу ресторана выше рынка, то это будет большим плюсом в глазах потенциальных кандидатов. Если такая возможность есть. Но есть она, как мы все понимаем, далеко не всегда.
● Система бонусов и вознаграждений: Премии, призы для достижение определенных показателей KPI, какие-то другие нематериальные поощрения. Это стимулирует работать лучше не только в барах и ресторанах, персонал практически любой организации проявляет больше энтузиазма, если его за это поощрять.
● Возможности для карьерного роста: Сотрудники, которые видят потенциал для роста и продвижения в вашем заведении, скорее всего будут более мотивированы и преданными.
● Обучение и развитие: Люди ценят возможность прокачать свои профессиональные навыки. И держатся за места, где это доступно.
● Отмечайте успехи: Никогда нельзя недооценивать силу позитивного подкрепления. Казалось бы, что такое несколько слов похвалы? Хлеба на них не купить. Однако тот факт, что вы видите и замечаете успехи своих сотрудников, может значительно повысить стандарты для персонала вашего ресторана. Это правда мотивирует стараться больше и улучшает общее настроение в коллективе.
● Здоровая рабочая атмосфера: Это включает в себя культуру взаимоуважения, командного духа и поддержки.
● Баланс между работой и личной жизнью: Гибкий график работы и уважение к личному времени сотрудников могут способствовать повышению уровня удовлетворенности.
● Доверительный контакт: Включайте в вопросы организации персонал ресторана, когда это возможно, чтобы они чувствовали себя более значимыми. Учитывайте их мнение. Помимо прочего, официанты, бармены, хостес часто подмечают мельчайшие нюансы в изменени ожиданий и желаний гостей. Стоит прислушиваться к их мнению.
● Обеспечение хороших условий работы: Чистое, безопасное и приятное рабочего места также может повысить моральный дух сотрудников.
Помните, что каждый член вашего коллектива уникален и то, что мотивирует одного, может не работать для другого. Поэтому важно предлагать различные способы мотивации и быть готовым адаптировать их к индивидуальным потребностям и предпочтениям сотрудников.
Сам факт существования у вас подобных практик станет плюсом для привлечения большего количества персонала в ресторан, способного показать более высокие навыки и заинтересованность в работе.
Статья написана при поддержке сервиса Letit. Это мини-апп на базе ВК для оцифровки гостей ресторана:
Предложит своим гостям перейти по QR-коду в “Летит”, чтобы получить гарантированный приз. Перейдя, они попадут в приложение с колесом фортуны. Раскрутив его, пользователь выиграет приз. Чтобы его забрать, понадобится подписаться на сообщество ресторана в ВК и согласиться получать рассылки.
Желаем успехов вашему бизнесу!