"Есть ли у вас план, мистер Фикс? Есть ли у меня план? Да у меня есть целых три плана!"
У мистера Фикса было целых три плана, а у нас лишь один. В этой статье я расскажу, какие плюшки мы получили от государственной программы от центра "Мой бизнес".
Итак, предыстория, в 20 году мы получили средства на социальный контракт и купили оборудование для сыроварни. Купили сыроварню фирмы Касаро (мистер градус) на 80 литров (90 литров), анализатор молока (Лактан). Вложили еще свои кровно заработанные средства сделали систему замкнутого охлаждения, купили дренажный стол, сделали в одной из подвальных комнат будущее сырохранилище. И... ничего... нужно было молоко, знания и руки.
Молоко мы купили, сварили сыр (по инструкции и курсам). Потом снова варили, и снова, и снова, пока, наконец, не стал получаться СЫР. Варили три месяца подряд октябрь, ноябрь, декабрь - заполнив на 50% сырохранилище. Результат, каждая третья варка из коровьего молока была "не айс" (молоко закупное). А вот каждая варка из козьего молока получалась как надо. Сыра стало завались, можно есть вместо завтрака обеда, и ужина, и ночами. Но ведь не ради набивания собственного живота варили, надо его как то продавать?
Каждый раз сталкиваясь с очередной трудностью или задачей приобретали опыт. Знаете как в анекдоте? "Ищешь счастье, а приобретаешь опыт. Иногда думаешь — вот оно счастье! Ан нет, опять опыт".
Именно поэтому мы ждали с нетерпением, когда начнется новый год и откроются возможности центров "Мой бизнес". К моменту старта услуг мы четко знали, что нам нужно: сертификация сыров, оборудование для маркировки, название и торговая марка, все, что поможет нам выйти на нормальные продажи, через все возможные каналы. Варить то мы умеем, а вот продать? Так что к открытию конкурса "Готовый продукт" мы сделали презентацию (шаблон нам выслали заранее), подготовили пробники продукта и поехали на конкурс.
Что важно знать, если вы участвуете в таких конкурсах? Главное, ваше четкое видение перспективы вашего товара, умение показать свою целеустремленность и четко понимать, чего вы хотите получить от конкурса.
Программа "Готовый продукт"
Это действительно подготовка вашего продукта к готовому виду. Название, этикетка, сопровождающие документы, анализ хозяйственной деятельности, чтобы вы не пролетели по цене, обучение работе в ряде программ (Честный знак, Меркурий) и многое другое, вплоть до печати плакатов, этикеток, баннеров, листовок и т.д.
Как работает программа?
К конкурсанту прикрепляется команда специалистов разного профиля - маркетологов, финансистов, экономистов, юристов, программистов, дизайнеров, коуч-тренеров. Команда составляет план мероприятий и начинает вести конкурсантов по этому плану. Мы трудились, читали, смотрели видео, участвовали в вебинарах, тренингах.
Установочная сессия.
Выйти за пределы своего болота, посмотреть на свое дело со стороны, шире, глубже, оценить свои ресурсы и риски и составить план. Казалось бы, что все перечисленное это такая ерунда, ведь мы "сами с усами", все знаем. Однако именно четкое понимание точки "А", где мы находимся и точки "Б" куда должны дойти дает возможность составить план, не теряться в ворохе дел, отсеивать не нужное и акцентироваться на нужном. ИТОГО: у нас есть две тетради, где написано что мы хотим, и сколько для этого нам надо сделать в течении 12, 24 и 36 месяцев. Есть поле, чтобы обсуждать (и спорить, конечно), финансовый план (что купить), и ситуационный план (куда бежать и где копать).
Название, товарный знак, этикетка
Как вы судно назовете, так оно и поплывет. Придумать уникальное, яркое, запоминающееся название - не простое дело. В рамках программы "Готовый продукт" такое название для нас было придумано! Это был мозговой штурм, в котором участвовало 11 человек. В результате мы не только получили название, но еще несколько вариантов названий будущих уникальных сыров. А затем, талантливый дизайнер Павел нарисовал наш логотип, этикетку, визитку и многое другое. Это сделано руками и талантами наших помощников из программы "Готовый продукт". Получилось классно? Не так ли?
ФОТОСЕССИЯ
Как продвигать продукты без фотографий или видео? Да, можно снять на свой сотовый телефон, но... оцените качество фото в предложенном альбоме ниже. Это НАШ сыр... а кажется, что он сделан где то в Италии и скоро поедет в эксклюзивный ресторан. Лично у меня не было слов, когда шла фотосессия и прямо на моих глазах домашний сыр превращался в элитный продукт.
Анализ хозяйственной деятельности. Определение диапазона цен на рынке, объемов производства
Начну с того, что для такого анализа требуется.... обученный в институте экономист-бухгалтер. Есть у вас такой? Если нет, то АХД обычно стоит около 30 000 - 100 000 руб. за 1 период. Но это так, к сведению. Конечно, сбор информации делали мы сами, но на сегодня у нас есть ексельный документ, с тремя вариантами ценовой политики и производственного плана. Зачем это нужно? Чтобы ваши усилия приносили доход, и чтобы вы не обанкротились. Соломка, так сказать в нужном месте. Полезно? Конечно!
Маркетинг, или КАК и ГДЕ продвигать продукты
Что мы получили? Обучение от топовых блогеров и специалистов таргетированной рекламы. Как сделать Рилс, как настроить рекламу в СММ. Сколько стоит услуга профессионального таргетолога? Те же 30 000 руб. за один бренд, одну кампанию, и в итоге услугу получите, но никаких самостоятельных навыков у себя.
А еще, мы получили список с телефонами и адресами магазинов, сетей, которым можно предложить наш сыр. Ведь для нас не подходят "5-ки", "сПары" и другие торговые сети. Продукт то не массовый! Да и условия в сетях для таких как мы производителей невыполнима.
Сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний
Вас не пугают эти страшные слова и то, что за ними стоит? Меня лично пугали. Как, что, куда? Нам дали специалиста и он помог организовать работу с лабораторией, и мы получили все необходимые документы. Можем гордиться не только их наличием, но и качеством своего продукта. И, конечно, теперь можем торговать через сторонние магазины.
Меркурий, Честный знак
А это еще страшней. И запутанней. Я так скажу, или вы варите сыр, или вы сидите и разбираетесь в навороченной системе учета "всего". Нам потребовалось почти три недели, с учетом того, что у нас был специалист, который работал с настройкой этих систем. Сами мы бы разбирались еще полгода, и не факт, что разобрались. Конечно, тут бы выдать показательную порку тем, кто вообще это придумал, разбил на 6 систем учета, запутал и производителя, и себя окончательно, ну и попросил с каждой единицы продукции за свой "геморрой" 0,6 руб. Как говориться мы придумаем как заработать на ваших проблемах. Пока эти "гении" намутить очередную кормушку для "своих", и закрыть рынки для мелких производителей сидят в госдуме, да и по другим теплым местечкам. Но не их заботами земля русская живет, а теми кто пыхтит и делает свое дело. Вот и мы делаем, пыхтим, и делаем.
Что впереди? Впереди еще поставить на учет в меркурий коза-ферму, увеличить объем реализации, построить сыроварню за стеклом.
Так что, дорогие читатели моего блога. ВОЗМОЖНОСТИ есть всегда, халявы нет, а возможности есть. Обратите внимание, что на тему этой статьи на канале есть ВИДЕО.
Рекомендую вам статьи канала по теме где взять деньги на развитие ЛПХ:
Подписывайтесь на канал Крестьяночка РФ. Здесь есть полезные статьи о ветеринарии, развитие ЛПХ, о бизнесе в с.х секторе. В комментариях оставляйте свои вопросы и делитесь своим опытом. Этим вы поможете и себе и новичкам, кто ищет знания, и возможно найдет их именно в ваших комментариях и моих статьях.