Маленькие дети, как зверюшки, познают окружающий мир через вкус и обоняние.
Наверное поэтому до глубокой старости, ты помнишь вкус бабушкиных кутабов/пирожков, маминой долмы/голубцов или вкуснейшего мороженого, продававшегося за углом.
Всю жизнь ищешь повторения тех восхитительных блюд и продуктов, но увы и ах. То ли мир изменился, то ли рецепторы уже не те.
Бакинские яства из моего детства
Когда 33 года тому назад, я совершал главную ошибку жизни, то в тайне надеялся, что мне хоть в чем-то повезет. И хотя понимал, что шанс один на миллион, в душе все-таки теплилась надежда на чудо.
Чуда не произошло. Скрепив подписью в ЗАГСе договор на единоличное владение моим телом, я не получил повара требуемой классификации.
Собственно говоря, в функциях жены такая категория вовсе отсутствовала.
Тогда я не понимал, что беря в жены мастера спорта, получаешь сожительницу с отсутствующим домашним функционалом — надо все программы загружать самому.
А тут еще теща, перегруженная вторичным умениями.
Молодость у меня не была легкой.
Порой по вечерам, мы с котом выходили на веранду, садились у распахнутых окон, и долго наблюдали за садящимся за морем солнцем. Грустили о своей участи и подумывали о побеге.
Однажды, мы совсем уже было решились, но властный окрик вездесущей тещи заставил возвратиться с заискивающими улыбками в дом. Предательский кот тут же стал ластиться к ее ногам, а я, изображая счастье, вприпрыжку направился ужинать на кухню.
В тот вечер были: овощные котлеты с тушеной капустой, огуречный салат и компот из тёрна без сахара.
Последнее было особо мучительно, потому-что от него, язык сворачивался в трубочку как у хамелеона.
Коту было легче, он мог втихаря по ночам ловить мышей.
(Вступление как-то затянулось... 😀 )
Так вот...
Уже тогда, хотя времени прошло не так много, я с грустью вспоминал о вкусах детства.
Почему-то в первую очередь вспоминались кутабы, жаренная курица с картошкой и шашлык из бараньих ребрышек.
С возрастом, когда мне удалось наладить работу кухни, пришли более глубокие воспоминания.
Номером один конечно был арбуз. Один его запах свежести, источаемый при разрезании, сводил с ума детский организм.
А характерный хруст лопающейся арбузной плоти?
Тех арбузов, я с детства не ел. Сегодня они без косточек и все как на подбор созревшие. Практически без запаха свежескошенной травы.
На второе место, я бы поставил кябаб из осетрины. Жирный, сочный, с хрустящей корочкой, на которой могли попасться костяные бляшки.
Самый вкусный он был у мангала.
Приходилось крутиться вокруг него, во вкусном осетровом дыму, с надеждой, что взрослые дадут попробовать степень приготовления шашлыка.
Сегодня осетров выращивают искусственно, поэтому они мало чем отличается от белуги.
Третье — сладкий чай + бакинский свежий хлеб. Жирно помазанный сливочным маслом с ломтиком "дырявого" голландского сыра. Вроде ничего сверхъестественного, но вкус потрясающий.
Где все эти продукты сегодня?
Я уже столько сыров перепробовал, столько масел. Все не то.
В детстве, я не очень любил долму. Плов, так вообще не переносил, особенно со сладостями и каштаном. Но иногда получалось поймать ту неуловимую дозу добавления гатыга, когда она расцветала неимоверным вкусом.
Обжигающая долма с ароматом молодого барашка и холодный гатыг с чесноком — фантастика. А какой вкусный был сок, с зеленоватым жирком и кислинкой гатыга.
Кстати, сегодня у меня на обед долма, но я уже не надеюсь поймать ту концентрацию...
ПС. Извиняюсь за некоторые фривольности в первой части статьи. Хотел написать ностальгический текст, но как обычно унесло не в ту сторону.