Соотечественниками обсуждаются какие-то бытовые мелочи, а меж тем произошло кое-что в самом деле важное: чтобы заполнить эмпирический пробел в литературе по чаевым, была разработана модифицированная методология выходного интервью. Общая цель состояла в том, чтобы отобрать 300 жителей в каждой из восьми европейских стран, включая Данию, Францию, Германию, Нидерланды, Норвегию, Испанию, Швецию и Швейцарию.
Данные были собраны несколько лет назад, собирались ежедневно, в период с 15-го по 30-е июня в соответствии с одинаковыми правилами проведения интервью. К посетителям подходили после того, как они рәхәтләнеп поели, в районе, который обычно определяют как центр города.
- Этот район, сами знаете, легко определяется в европейских городах, которые часто восходят к Средневековью.
Время интервью варьировалось от 18.00 до 24.00.
К посетителям подходили студенты, представлявшиеся научными сотрудниками в исследовательском проекте, связанном с пищевыми продуктами. Затем их спрашивали, ели ли они в ресторане, и когда это подтверждалось, их спрашивали, живут ли они в соответствующем городе. И когда ответ снова был утвердительным, респондентов приглашали присоединиться к анонимному опросу.
- Источник, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что у людёв также спрашивали, пьют ли замечательное кофе капучино с корицей погорячее; и если ответ был утвердительным, студенты мило улыбались, а помощники тем временем тихонько вызывали санитаров.
Анкета была на национальном языке соответствующей страны.
Вопросы включали:
- частоту посещения ресторана (ужин),
- размер группы,
- размер счёта и способ оплаты (по карте или же наличка),
- размер чаевых и как именно оставляют чаевые (по карте или же на личико),
- частоту чаевых,
- а также социально-демографическую информацию (возраст, пол).
Ответы принимались только от лица, оплачивающего счет.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, ты долго будешь нас этими предварительными ласками мучить? давай к делу уже, официантишко, наглый халдей, подавальщик, своей клиентуре будешь лапшу на уши, а нам изложи суть.
А я вам отвечу - сравнительный анализ показал, что Германия является страной, в которой гости чаще всего оставляют чаевые. За ней следует Швейцария.
Частота чаевых во Франции, Испании, Швеции и Нидерландах практически одинакова.
Также была обнаружена разница в размере чаевых между странами. В Германии хоть и оставляли чаще всего, однако же контрастный анализ показал, что размер чаевых выше в Швеции, чем в Германии и Нидерландах.
Страной, в которой оставляют меньше всего чаевых, является Норвегия: почти четверть опрошенных (23,3%) заявили, что они никогда не оставляют чаевых.
Это интересно, поскольку важность национальной культуры чаевых, пожалуй, лучше всего иллюстрируется именно здесь, на примере двух географически близких стран: Швеция и Норвегия схожи в политике минимальной заработной платы и общей стоимости питания вне дома; но сильно различаются по частоте чаевых (14,3% в Норвегии и 82,8% в Швеции).
Так-то, ц.