К этому призывает житель города Набережные Челны, одновременно являющийся руководителем местного отделения/филиала/участка Ассоциации рестораторов и отельеров Челнов.
Набережные Челны - город в Татарстане, относится к району, называемом, как я с большим удивлением недавно выяснил, Закамье.
Мой родной городок, в коем родился, вырос и окончил школу, также находится в этом районе/области/части республики. При этом, честно вам скажу, я в жизни такого слова не слышал - ни в быту, ни на уроках географии, ни где бы то ни было ещё; а вот поди ж ты - оказывается, я из Закамья.
- «Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет рәхәтләнеп говорю прозой».
Если кому интересны подробности, Закамье - это, натурально, вся область правее Камы:
То, что левее Камы - Предкамье.
То, что левее Волги - Предволжье.
Город Набережные Челны, который недолгое время носил название Брежнев, в честь знаменитого отца певицы Веры Брежневой (который в Челнах, как вы уже, наверное, догадались, никогда не был), так вот, это город-полумиллионник, градообразующее предприятие - "КамАЗ". Как говорят местные рестораторы, получили на "КамАЗе" люди зряплату - все шалманы полны, прогуливают заработанное. Не получили - ну постоим, подождём.
Туристов нет абсолютно.
И вот в этом-то городе за последние пару лет рестораны появляются, по меткому выражению русского народа, как грибы после дождя.
- Сам я в лес по грибы ходил, по-моему, два разума жизни, и то было в далёком детстве, так что специфика бихевиоризма грибов после осадков мне… эта… неведома, неведома.
Казалось бы - ну и отлично же, что открываются новые рестораны. Конкуренция, борьба за дефицитных гостей, что значит (хотя бы в теории) - лучший сервис, ниже цены, интереснее еда, бонусы постоянным гостям, программы лояльности, чего не дождаться в конструкции, когда на весь город - 7 ресторанов, как было в Казани ещё не так давно. Словом, для гостей это должно обернуться очевиднейшим профитом, прямейшей выгодой.
Почему же тогда вышеупомянутый руководитель местного отделения/филиала/участка Ассоциации рестораторов и отельеров Челнов, Раис Валеев, призывает остановить открытие новых ресторанов, взять передышку/паузу/тайм-аут?
Потому что, с его слов, в Челнах на самом деле нет достаточного количества кадров для полноценной работы всех этих заведений. Кадровый голод - общая проблема всей «пищёвки» Татарстана, в том числе - гастрономической столицы России (хотя у меня есть решение этого вопроса, изложенное пару недель назад), и Челны в этом рассуждении - не исключение.
И вот складывается следующая ситуация:
- открыто много ресторанов;
- в них должны работать люди и официанты;
- людей - реально, по-настоящему - столько в наличии нет;
- чтобы привлечь к себе тех немногих, что всё-таки есть, рестораны обещают завышенную зарплату;
- но обеспечить жирный зарплатный фонд из оборота рестораны не могут, поэтому они повышают цены в меню, чтобы переложить это на плечи/шею/голову гостей.
Таким образом, цены в ресторанах, где набран персонал, идут вверх, а люди, видя такие цены, ходят туда редко.
А в ресторанах, где нормальные цены, толком некому работать. Проигрывают все.
- В том числе - гости.
Зарабатывают только немногочисленные заведения условного «премиум-сегмента», ибо элита при бабках есть в любом городе, и им тоже хочется капельку красивой жизни: замечательное кофе капучино с корицей погорячее под чизкейк после волжской ухи и пиццетты.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а почему же этих проблем нет в твоей халдейской кунилинарной столице, мм?
А я вам отвечу - эти проблемы, хотя и тоже стоят в Казани, но, действительно, не являются у нас такими уж острыми, ибо:
- Ежегодно приезжают тысячи студентов, которые обеспечивают посещаемость заведений уровня попроще. С годами, как и автор этих правдивых строк, оставшись в Казани, они могут начать зарабатывать и ходить в заведения покруче.
- Турпоток. И летний (пожирнее), и зимний (попостнее, но тоже).
Так что у нас призывов остановить рестораторов пока не слышно.
У нас, в некотором смысле, естественный отбор.