Главное в рекламе – креатив... да простит меня учительница русского! То есть главное, чтобы выделялось, было не как у всех и по-новому. Прогрессивно все должно быть! И никаких правил, стандартов, шаблонов!
Их, тех, кто делает рекламу, так и называют: «креативная группа». То есть группа, в которой по определению нет места правилам и традициям. И так они, бедолаги, в этот самый креатив заигрались, что плюют уже не только на правила хорошего тона (Читайте об этом по ссылке внизу!) , но и на правила русского языка.
Хотя, казалось бы, родной язык – их главный инструмент. Они же практически писатели, придумывающие слоганы и сюжетные коллизии в рекламе. Мастера художественного слова и авторы поэтических шедевров. (Стихотворчество в рекламе – самый распространенный жанр!) Я хочу сказать, что получается как-то нехорошо: работают языком, а язык не уважают.
В этот раз отличились творцы-креаторы бренда «Стародворье». Причем отличились уже не в первый раз.
Колбаса, как фигура... И не только речи.
Сюжет рекламы.
Семья отдыхает на даче. Дети резвятся. Папа копошится с мангалом. Собака бегает туда-сюда.
А в это время мама, как и положено каноническим мамам, колдует на кухне. Она даже в переднике – главном атрибуте поварихи-домохозяйки. Поэтому нет сомнения: мама неустанно печется о сытости своих домашних. Правда, печется, не сильно перенапрягаясь. Никаких борщей и котлет в кадре нет! Обходится хозяюшка минимумом: колбасой. (Обратите внимание, сначала дети в кадре жуют только ломтики колбасы. Даже хлеба матушка не подала. Это потом в ролике появляются листики салата, томаты и еще что-то. Да и то исключительно для красоты. А поначалу «заботливая» мама дает любимым деткам «два кусочека колбаски» – и все!)
Итак, мама в передничке берет батон колбасы, игриво покачивает им в руке и кричит:
- Вязанка филейская!
Домочадцы срываются с мест и мчат со всех ног к столу.
В следующем кадре дети жуют рекламируемое и декламируют: «Вязанка филейская – очень компанейская!»
Потом появляется папа и продолжает стихотворчество: «Всем по нраву…»
На этом папина роль в семье обрывается. Ибо продолжает стишок закадровый голос мамы: «…Филе окорока и мягкие приправы!... Ароматная, сочная…»
Дальше снова вступают детки: «И вкусная очень!»
В финале мамин голос повторяет слоган: «Вязанка филейская – вкусная и компанейская!» И все дружно аплодируют… колбасе.
Когда безграмотность – достоинство и креатив.
Производителем данной колбасы является ЗАО «Стародворские колбасы», известное также под лейблом «Стародворье». Его же творениями являются «молокуши», «баварушки» и прочая лингвистическая абракадабра.
А недавно появились «сочинки». (Не думайте, что изделие с таким названием имеет отношение к городу Сочи! Сочинки, по мнению творцов-креаторов, означает «сочные».)
Однако, если раньше рекламщики бренда забавлялись изобретением новых терминов, то теперь замахнулись на сам процесс словообразования. (Хотя, допускаю, что они просто не знают правил русского языка.)
Креативными в упомянутом выше ролике считаются слова «филейская» и «компанейская». Но, по правилам русского языка, если в колбасном изделии есть мясное филе, то оно должно называться «филейным», а не «филейским».
Пример. От существительного «интеллигент», используя окончания «-ная» и «-ская», можно образовать два прилагательных: интеллигентный и интеллигентский. Ясно, что это не слова-синонимы. Креативничая, мы не можем сказать: «Этот человек интеллигентский». Подобное словотворчество выдаст нашу безграмотность. Человек может быть интеллигентным, а манеры выходки или даже «штучки» – интеллигентскими.
Точно так же и колбаса должна называться филейной. Потому что «филейскими» можно назвать исключительно ее свойства или характеристики. Да и то с большой натяжкой…
Что же до определения «компанейская», то оно никак не может относиться к колбасе. Опять же, если следовать правилам.
В словаре русского языка сказано, что компанейский – это:
- Относящийся к компании (группе людей, проводящих время вместе).
- Общительный.
- Одинаковый для всех участников (на компанейских началах).
А это значит, что колбаса в пролете. То есть она... пролетает мимо определения «компанейская» по всем пунктам:
- Она не относится к группе людей, поскольку не является человеком.
- Она не может считаться общительной, поскольку не умеет общаться ни языком, ни жестами.
- Она не участвует в завтраке, обеде или ужине на равных правах, потому что ее едят все, а она – никого!
Что же касается аплодисментов колбасе в конце видеоролика, то я – пас! Понять, что этим хотели сказать господа… крушители стереотипов не представляется возможным. Это каким же больным должно быть воображение, чтобы приветствовать обыкновенную колбасу (сделанную, кстати, как и все остальные, из «мяса птицы механической обвалки») так же, как приветствуют людей, совершивших героический поступок или исполнивших прекрасную арию?!
Хотя… Может, нам, вернее, поколению зуммеров (нас уже вряд ли переделаешь), вживляют в мозг новую правду: жрачка и ржачка – вот смысл жизни! Культ пожирания… пардон, потребления и «прикольного» отношения ко всему: от родной речи – до правил поведения в обществе.
Так что, господа, никаких правил! Включая правила дорожного движения! (Это креатив будущего, если вы не поняли.)
С уважением, Аннет 007… старорежимная и не креативная!