Найти в Дзене
Lezgifood

Калинская керамика.

Лезгинское село Кала является

одним из древнейших центров расписной бирюзовой керамики Южного Дагестана. Здесь уже в XII веке было налажено производство удивительно красивой самобытной керамики.

Поливная посуда лезгинских мастеров отличается техникой исполнения, формой и манерой росписи.

В основном калинская керамика выглядит следующим образом:

темно-коричневый узор, выполненный природной цветной землей по белому ангобу, покрывался прозрачной глазурью, подцвеченной окисью меди в зеленовато-голубой цвет.

К сожалению, изделий калинских мастеров сохранилось не так много, в основном это тарелки, которые и позволяют нам проследить эволюцию росписи.

Ранние мотивы калинской керамики состоят из очень простого узора в виде спирали с расходящимися лучами.

-2

На более поздних образцах этот мотив усложнен и образует растительные формы, порой плотно заполняющие всю плоскость изделия.

-3

Обратимся к истории. Почему же прекратилось изготовление калинской керамики?

На месте разрушенной Тамерланом в XIV веке крепости Капчугай были найдены остатки бирюзовой калинской керамики.

-4

С пришествием могноло-татарских завоевателей прекратилось изготовление калинской бирюзовой керамики, так как вражеские войска полностью уничтожили селение Кала.

Однако с XV века производство поливной керамики возродилось. И его рассвет приходится на XVIII век. Центрами производства поливной керамики к тому времени стали селения Микрах, Испик и Мюгюч.

-5

Работы мастеров керамики этих селений отличались высоким художественным исполнением. Тарелки и кувшины, миски, блюда и прочая керамическая посуда из поливной керамики украшалась росписью, штампованными или налепными декоративными элементами.

При художественной отделке керамических изделий часто прибегали к изображению элементов окружающего мира: растений, животных, птиц. И конечно, наносились знаки, имеющие ритуальное или магическое значение.

-6

Изготовление гончарной посуды в Южном Дагестане - исключительно мужское ремесло. Женщин могли допустить к росписи готовых изделий только в редких случаях.

От балхарской лезгинскую керамику отличал способ изготовления. Лезгины использовали ножной гончарный круг. Готовые изделия высушивали и полировали гладким камнем.

Затем производили обжиг в купольной печи, построенной из сырцового кирпича.

-7

Основой поливы для керамической посуды служил свинец. Пережженный на сильном огне свинец разбавляли яичным белком и водой. Таким составом покрывали мелкую посуду. Для полива крупных изделий в поливной состав добавляли нефть.

Узор на сосудах в основном представлял собой соединение солярных знаков и геометрического орнамента.

Источники:

«Гончарное искусство Дагестана от истоков до современности»

Еда
6,93 млн интересуются