Найти тему

Самара, наша цель – гастрономия: раки, жигулёвское пиво и эхо австрийской кухни

3K прочитали

В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры! – но идею запомнила. И наконец реализовала самостоятельно. Поэтому во время майских выходных в Самаре я не только гуляла и любовалась закатами над Волгой, но и... активно ела.:) И пила.:) Что именно ела и пила?

🍺 Жигулёвское пиво

Вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что редкому среднестатистическому современному человеку придёт в голову покупать или заказывать «Жигулёвское» пиво. Оно кажется глубоко архаичным. Я не исключение: я помнила, что «Жигулёвское» вроде бы любила моя бабушка, а ещё оно упоминалось в «Денискиных рассказах». Всё, ассоциации кончились... но ведь для этого и нужен вояж в Самару – чтобы разобраться в историческом бренде и оценить по достоинству!

Сперва придётся отмотать плёнку истории на полтора столетия назад. То пиво, которое сегодня известно всей стране как жигулёвское, изначально было венским: его начали варить в Самаре в 1881 году представители австрийской семьи фон Вакано – сперва отец по имени Филипп, потом сын по имени Альфред (он и стал наиболее известен). Варили, конечно, по принципам своей родины, вот и получилось венское пиво.

В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!
В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-2
В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-3

Сегодня классический рецепт распался надвое: есть «Жигулёвское», а есть «Фон Вакано Венское». Я попробовала оба – похожи, но венское мне понравилось чуть-чуть больше. Прелесть: лёгкое (4,3%), светлое, отлично пьётся, не пьянит и не оборачивается отёкшими ногами🍻🍻🍻 Другие сорта тоже есть: тёмное, нефильтрованное, и какой-то янтарный эль, – но я считаю, что все-таки в таких местах надо выбирать классику. Приобщиться к самарской пивной культуре можно минимум в трёх знаковых заведениях:

  • Бар «На Дне», расположенный в зданиях пивзавода. Меня привела туда городская легенда: самарский фольклор гласит, что, мол, прямо от завод к барной стойке этого заведения проведён трубопровод, так что посетители могут наслаждаться самым-самым свежим пивом. Ну, мы же слышали про пивопровод в Генте, почему бы не поверить?:) Правда, гид, с которой мы гуляли по Самаре, снисходительно улыбнулась и сказала, что всё это сказки... но меня это не остановило. Сказки или не сказки, а попробовать лучшее пиво в городе хотелось!
В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-4

Мне очень понравилось хорошее сочетание ретро и современности: видно, что бар – с историей, на стенах висят ретро-плакаты, и бармены здесь нарочито небрежные, простые такие мужики (не сравнить с хипстерами из моего любимого PivBar на Пресне!), которые едва ли не мечут кружки пива на барную стойку... но в то же время здесь нормальное меню с вкусными закусками, вполне современная мебель, ну и вообще атмосфера ни капли не похожа на чебуречную «Дружба».:) Очень приятное место. Публика, кстати, разношёрстная: абсолютно разновозрастная и разнополая, видно, что есть туристы и есть завсегдатаи. И дёшево: 140-170 рублей за пол-литровую кружку (ну точно с хипстерскими крафтовыми пивнушками не сравнить!).

  • Ресторан «У Вакано» там же, на заводе. Классический пивной ресторан с обширным меню – тут тебе и вепрево колено, и колбасы, и раки, и блюда из дичи... словом, всё как в любом хорошем пабе. Ну а пиво такое же, как в баре «На дне», разве что чуть-чуть дороже.
  • Гастропаб «Кухмистерская» на Красноармейской улице. Здесь уже поинтереснее. Ресторан в историческом здании: на фасаде значится, что since 1903... но ёжику понятно, что в российском ХХ веке никто не позволил бы ему непрерывно работать since 1903. Тут всё гораздо интереснее: естественно, буржуазное заведение было закрыто в 1917 году, ну а заново его открыли ровно век спустя – в 2018-м, к Чемпионату мира по футболу. Ура! Но должна сказать, что реставраторы (и рестораторы, простите за каламбур!) сработали на совесть, и заведение действительно смотрится весьма и весьма аутентичным. Понятно, что это не мюнхенский Хофбройхаус, конечно (тот старше лет на 400!), но такого вроде никто и не ждёт, – ну а атмосферу начала ХХ века смогли передать.

Пятиминутка юмора – раз уж вспомнила про Хофбройхаус! Самарский фольклор гласит, что Владимир Ильич Ульянов, он же Ленин, очень любил пропустить пару кружек венского пива в Кухмистерской фон Вакано. Забавно, что мюнхенский фольклор гласит то же самое – про Хофбройхаус (там они вместе с Надеждой Константиновной пиво пили). Гурман, однако!

В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-5

В меню – всевозможные заигрывания с австрийской кухней: значит-с, в знак уважения к корням автора самарского пивоварения. Моего любимого тафельшпица, правда, не нашлось, – зато нашёлся венский шницель, замечательный чесночный крем-суп (и вправду похожий на тот, который я в Каринтии ела!), южноавстрийская лапша с яблочным соусом, гуляш, яблочный штрудель и даже торт «Захер». То, что мы сумели попробовать, было очень вкусно: и вправду Веной повеяло (хотя я ж первая скажу, что говорить так невежливо по отношению к Самаре... но тут Самара сама виновата, что так подставилась!).

Кстати, вышло прикольно – в этой Кухмистерской я случайно попробовала тартар из говядины. Наконец-то.:) Я давно думала об этом блюде, но всё как-то не решалась – сырое мясо, мало ли... Тут тартар случайно оказался включён в ассорти закусок, которое мы заказали, так что отступать было некуда. Ну... ничего так, вполне вкусно. Нечаянно ещё и долгожданную гастрономическую галочку поставила.

🦞Раки

Где Волга, там и раки! Почему-то Нижний Новгород у меня с раками вообще не ассоциируется, а вот Самара – более чем. Это была одна из моих навязчивых идей перед поездкой: поесть раков🦞🦞🦞 Теоретически я знаю, что раки – продукт сезонный: их едят с июля по октябрь. Но в Самаре их предлагают круглогодично, и я решила не быть занудой: раков-то хотелось! К слову, правило и вправду действует: по крайней мере, сконфуженный мальчик в раковарне сообщил нам, что крупных и уж тем более размера премиум нет в наличии только средние (на самом деле, мелкие), причём каждый второй был с икрой. Ну да, и вправду несезон. Однако и эти мелкие были очень вкусные!

В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-6
В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-7

Раковарня – довольно распространённый, как я поняла, формат заведений в Самаре: как раз для развития гастрономического бренда! Мы заходили в раковарню «Пикник» на пешеходной Ленинградской улице – очень стильное место, мне понравилось! – ещё в городе я видела RED RAK и ещё какие-то. Килограмм среднего размера раков стоит 3300 рублей, и это примерно 20-25 штучек – оптимально для лёгкого ужина на двоих. Предлагают минимум дюжину способов приготовления – варёные в пиве, в вине, со сметаной, жареные, с аджикой, в азиатском стиле... мне вспомнился бельгийский ресторан Mollusca, где несколько десятков вариантов приготовления мидий: я о нём рассказывала. Официант порекомендовал нам раков в русском стиле – варёных с водкой, укропом и внезапно солёными огурцами(!). Попробовали – да, и вправду достойно. Хотя не могу назвать себя крупным специалистом по ракам – в последний раз я их ела, кажется, лет пять назад.

В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-8

Ну и в ресторанах, конечно, фантазируют насчёт этого волжского специалитета: я видела в меню и оливье с раковыми шейками, и брускетты с ними же, и севиче из раков, и уху... За пару недель, наверное, успела бы всё это перепробовать, ну а в формате уик-энда ограничилась классическими раками.

🐟 Волжская рыба

Если говорить о ресторанном меню, то самые распространённые варианты рыбного горячего – судак или сом. Их жарят или запекают, получается вкусно: ну а с чего бы свежайшей рыбе быть невкусной?.. Если же хочется купить солёной или копчёной рыбы, то оптимальный вариант – поехать на Губернский рынок (всего 2-3 км от центра города) и прогуляться там по рыбным рядам. Торговцы, как принято говорить, душевные: охотно рассказывают, кто есть кто, дают попробовать и до смешного трогательно напирают на то, что у них, мол, вся рыба натуральная, никаким жидким дымом её не поливают... Не знаю: может, на Волге народ действительно придирчив к этим вещам? Мне, ей-богу, главное, чтобы вкусно было.:)

Из всего ассортимента мне больше всего понравился жерех холодного копчения – вкусно! Знаю, что многие переживают из-за транспортировки, но нет, наш жерех благополучно долетел до Москвы в термосумке. Ещё попробовали стерлядь и сома – тоже хороши; хотя к сому, признаюсь, у меня было некоторое предубеждение: мол, донная рыба, запах тины... Нет, ничего страшного, вкусно. Волжская осетрина тоже есть, но – только холодного копчения; я предпочитаю горячего, так что не заинтересовалась. По-моему, холодное копчение ей не идёт. Чёрную икру, к слову, тоже видела, в т.ч. в магазинчике в аэропорту. Цены не запомнила.

Тут, конечно, вспоминается шикарный рыбный рынок в Риге...

В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-9
В прошлом году мне на глаза попалась реклама РЖД-тура в Самару: обещали два дня гастрономических удовольствий. Тогда рекламу я отвергла – дорого, да и ну их на фиг, эти организованные туры!-10

Ну а ещё в Самаре можно и нужно пить вино! Местное.:) Почти год назад я писала про локальную винодельню Denisov Winery, которая позиционирует себя как самую северную в России – и активно пользуется климатом, смахивающим на немецкий, для выращивания рислинга. Получается неплохо! Denisov Winery – пока что небольшой локальный бренд, но в родном городе его можно найти и в ресторанах, и в винотеках. Здесь и вертится на языке ассоциация с Германией: мол, все знают про местное пиво, но вообще-то тут ещё и неплохое вино есть!

Словом, Самара мне понравилась ещё и в гастрономическом аспекте. Конечно, не только в нём – мне вообще показалось, что это очень классное и даже слегка недооценённое направление сити-туризма. В самом лучшем понимании этого слова: можно, значит-с, выпить кружечку свежего пива – и отправиться изучать модерн. Отлично? Отлично! Ну, о модерне я чуть позже расскажу...

Бывали в Самаре? Как вам гастрономия? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: