Найти тему

Еда в Армении: через тернии – к гранатам, бастурме и лавашу, который не зря включён в список ЮНЕСКО!

Гастрономическая составляющая моего февральского путешествия по Армении, если честно, слегка разочаровала: почему-то с едой мне как-то не везло.:( Не критично, нет, я всё равно оставалась сытая и даже отчасти довольная, но что-то обязательно шло не так: то одно, то другое... Хотя в последний вечер меня ждала колоссальная компенсация за все былые издержки, но об этом – позже.

За одним ужином, например, я польстилась на национальное блюдо под названием хохоб – обещали жареного цыплёнка со сладким соусом из гранатов, кизила и сухофруктов. Увы, принесли нечто, более всего похожее на плохо приготовленное чахохбили с обилием варёного лука и парой зёрнышек граната. Грешу именно на ресторан, а не на неправильное понимание рецепта, т.к. на следующий день мой брат заказал в другом заведении то же самое блюдо – и оно выглядело в точности так, как я себе представляла. Что ж, не сложилось.

Когда я только собиралась в Армению, мой друг по имени Армен (москвич, но этнический армянин с бабушкой из Еревана) настоятельно советовал мне попробовать гавурму – что-то вроде тушёнки, солёная телятина в топлёном масле, подаётся как холодная закуска-нарезка, мол, потрясающе вкусно… Советам друзей я доверяю, так что в первый же вечер заказала (в том же ресторане, где неудачного цыплёнка). И что? И получила что-то вроде хинкали – запеченные мешочки из теста, наполненные мелко нарезанной телятиной, топлёным маслом и луком. Переспросила – может, заказ перепутали? Нет, заверил меня официант, это и есть гавурма. В этом ресторане её так видят. Экспресс-переписка с Арменом убедила меня, что видят они плохо.:( Да и во всех других заведениях, где я смотрела меню с картинками, гавурма выглядела иначе!

Потом у меня была попытка попробовать блюдо под названием хурджин – большой запеченный мешок из лаваша, наполненный говядиной, грибами и овощами в каком-то хитром соусе. И снова… увы! На кухне перепутали мой заказ, и мне принесли другой вариант блюда – что-то вроде пирога с курицей и грибами (причем в довольно плотном тесте), запеченного в сковородке типа кеци. Оказывается, это тоже называется хурджин, только другая разновидность его. Не, я съела, это даже было вкусно, но…

Ладно, хватит о плохом, надо и о хорошем! Чем в гастрономическом смысле Армения меня порадовала?

  • Свежевыжатый гранатовый сок на каждом углу. Точно как в Турции или в Италии. Я, правда, предпочитаю гранат пополам с апельсином – пожалуйста, никаких проблем! Не знаю, дёшево ли (2000 драм, это примерно 400 рублей), но очень вкусно. Тем более, для меня это квинтэссенция юга и ощущения отпуска.:) Кстати, в тех же ларьках продают стаканчики с уже очищенными зёрнышками граната: если не хочешь сок, пожалуйста, бери просто гранат!
  • Сухофрукты. Одна из наших экскурсий (я рассказывала, что на компанию из 4 человек брали индивидуальные) завершилась заездом на рынок в Ереване, где гид порекомендовала нам торговца сухофруктами. Понимаю, что наверняка у гида и торговца между собой давно всё схвачено, но на этот раз ничего, кроме благодарности, не испытываю. Во-первых, очень щедро давали пробовать, во-вторых, мы действительно накупили кучу вкусного, в-третьих, ещё и в подарок сунули нам два набора. Ну, курага, чернослив и даже вяленые персики – это не так интересно, этого и на моём любимом Москворецком рынке хватает. Но есть и более интересные образцы! Например, вяленая черешня. Или чурчхела не только из виноградного или гранатового сока, но и из тутовника или абрикоса (помню такое в Тбилиси). Меня покорили вяленые яблоки, нарезанные толстыми кусками – белые-белые, точно как пастила, и мягкие, как суфле. Честное слово, я совсем не яблочная душа (у меня нет дачи), ровно к ним дышу, но это и вправду ОЧЕНЬ вкусно.
-2
  • Бастурма разных видов. Очень предсказуемо, но от этого ничуть не менее вкусно. В Гюмри мы приехали поздно вечером, идти куда-то ужинать было уже темно, холодно и очень лениво, а есть хотелось – так что отправили гонца в замеченный рядом ресторанчик с говорящим названием «Бастурма». Название себя оправдало: гонец вернулся с шикарным ассорти из трёх видов бастурмы (как ему объяснили, из разных частей коровы и с разными специями) и фирменными бургерами заведения, в которых бастурму использовали вместо бекона. Очень вкусно! Гонец-молодец и бутылку армянского вина не забыл прихватить, так что ночной ужин в Гюмри удался.:) Ну а потом бастурмы мы накупили на местном рынке (втрое дешевле, конечно же), причем не только говяжьей, но и свиной.
  • Свежий армянский лаваш из тандыра. За этот опыт надо поблагодарить другого нашего экскурсовода: когда мы ехали из монастыря Гегард, он предложил остановиться около тандырной и посмотреть, как пекут лаваш (и попробовать, конечно же). Наблюдать интересно, но пробовать… гораздо круче! Вообще армянский лаваш я знаю и люблю с детства, но свежайший – это совсем другая история: в отличие от тех, что запакованы в пакеты, он хрустит, но при этом в него можно завернуть что-то. Трапеза была очень простая – лаваш, много зелени, мягкий местный сыр и домашнее вино – и это было потрясающе! Не люблю громкие слова вроде «То, что я пробовала раньше, не было лавашом!», но… короче, я теперь понимаю, почему ребята из ЮНЕСКО внесли армянский лаваш в список нематериального наследия (примерно за то же, за что неаполитанскую пиццу).

Ну а сам процесс не грех было запечатлеть на видео. Смотрите (и не сердитесь на мужика, который прошёл посреди кадра).

-3
  • Свежайшая форель и осетрина. И снова – благодарность гидам: на сей раз нас никуда не завозили, просто на словах порекомендовали ресторан, в который стоит сходить в Гюмри. Мол, если любите рыбу… Мы любим! И сходить туда действительно стоило: божественно вкусная радужная форель и осетрина, запеченные в тандыре на манер шашлыка (и не только!). Давно мне не доводилось есть, урча как довольная кошка.:)) Но об этом сказочном ужине я обязательно напишу подробнее чуть позже: ресторан заслуживает бескорыстной рекламы.

Бывали в Армении? Как вам местная гастрономия? Делитесь опытом в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: