Чтобы начать своё дело, надо раскатать страхи тонким пластом. Замешать в начинку счастливые ожидания. Отыскать в хмуром городе просторный солнечный цех. Вдохновить мужа-технолога, чтобы строго и грамотно вёл семейное дело. Не сдаваться отчаянию в трудные времена…
Всё это сумела худенькая женщина Нина, которую на Родине зовут Цзоу Хун. С ней в Забайкалье появилось первое в стране производство китайских пельменей.
Производство держится на плаву четвёртый год, и здесь много «китов», о которых полезно узнать всем, кто занимается сельскохозяйственной кооперацией и производством полуфабрикатов.
Дело – по любви
Когда человек занимается тем, что любит, что умеет, – это уже заявка на успех.
– Живу в России очень давно, – рассказывает Нина, – даже точно не скажу, сколько. Сначала училась здесь, потом вернулась преподавать китайский язык.
Всё было хорошо в Чите. И к морозам привыкли, и друзей нашли, даже щи и борщи понравились. Только родной китайской кухни им с мужем очень не хватало.
«Пельмени только из мяса – для пищеварения тяжеловато, в Китае фарш всегда соединяют с овощами, грибами, морепродуктами».
В общем, в свободное время заводили тесто, лепили «свои» пельмени и угощали друзей. «Вкусно! – нахваливали те. – Откройте цех полуфабрикатов».
На бизнес – им в основном занимается супруг – решались долго и трудно. Денег не было, скребли по сусекам, брали займы, кредиты. Нашли помещение, работников.
Но нужно было адаптировать рецептуру. От русских пельменей китайские отличаются очень эластичным тестом (это производственный секрет), более нежной начинкой за счёт добавки, например, овощей, и оригинальным способом лепки, защипа теста. «Мы пытались обучить этому русских сотрудников, чтобы лепка была ручной, но не смогли. Купили аппарат, теперь проблем нет, а на качество и вкус пельменей это не влияет», – объясняет хозяйка производства. И признаётся, что камнем преткновения в кадровом вопросе иногда становится…
Чистота
Здесь чисто аж до скрипа, и не потому, что гости приехали. Сияют баки. Новеньким кажется оборудование. Ни пылинки на окнах и на полу. Работники в масках, перчатках, шапочках, сменной обуви. Пришёл, переоделся, тщательно вымой руки. На входе в цех – полка для телефонов: любым микробам вход воспрещён, и требования к коллективу очень строгие.
Но нужен сбыт. Производственные мощности рассчитаны на тонну пельменей в сутки, а пока выдаёт 200 кг (работают по заказам). И порой к 10 утра уже всё готово, а рабочий день – до шести…
Замороженную продукцию развозят по торговым сетям Читы и края. Каждый пункт в этом пока недлинном списке означает, что Цзоу и её команда ходили, договаривались, презентовали продукцию – считай, варили пельмени и угощали потенциальных партнёров.
Продолжают тактику «горячих» контактов и сейчас, с робкой надеждой выйти за пределы региона. Так что второй «кит» успеха...
Ясные цели и чёткий план
Ему следуют каждый день маленькими шажочками.
«Руки опускались, хотелось всё бросить, – признаётся женщина. – Особенно первое время, когда вкладываешь, вкладываешь, а отдачи нет, прибыли нет».
Её и сейчас, можно сказать, нет. Но и убытков не стало. Терпение и труд за четыре года перетёрли многое. И если сначала торговые сети региона заходили на новый продукт с осторожностью, сегодня появился устойчивый спрос. А производитель вывел оптимальную формулу: чтобы и рецепт оставался с китайской изюминкой, и русские рецепторы не страдали от жгучего вкуса.
Проверяют на родственниках и друзьях. В конце прошлого года появилась позиция с мясом, диким чесноком и креветками. Покупатель, особенно юный, полюбил пельмени с укропом. Есть с мясом и грибами шиитаке. Хорошо пошёл сельдерей. Есть и совсем «русская» начинка – со свининой и говядиной, но приправы и технология отличаются от традиционных российских.
Новинки запускают в оборот небольшими партиями. Так «отсеялись» пельмени с мясом и красным болгарским перцем, мясом и морковью. Убрали пока линейку пельменей для веганов (это самая строгая форма вегетарианства, её последователи не употребляют в пищу даже молочные продукты), потому что для них требуется камера шоковой заморозки – очень дорогое удовольствие. Но покупатели звонят: «Дети хотят ваших пельменей, аж плачут!»
«А вот фермеры Забайкалья, наверное, плачут от радости, – подумалось мне, – ведь ещё один островок сбыта мяса и муки появился». Но есть на пути этой благостной картинки препоны.
Надёжность поставщиков
– Сырьё откуда?
– Здесь покупаем, в городе.
– В городе или у фермеров?
– В торговой сети.
– Напрямую с КФХ контакта нет?
– Пытались, узнавали, спрашивали. Но нужного объёма у фермеров иногда нет. Закол сезонный, а нам нужно мясо весь год.
– Овощи?
– В пандемию – российские. А в основном – сертифицированный Китай.
Даже дикий чеснок в Забайкалье никто не заготавливает в таких объёмах. Но будем надеяться, что такие маленькие предприятия станут началом большого пути сельской кооперации.
А готовое мясо и пельмени понравились, особенно с укропом (креветка показалась слишком экзотической, но многим нравится). И нет, это не реклама. А потому что "Хао Чи". Вот и китайский заодно подучим 😉
⏳2023
#забайкальцы #читинцы #забайкалье #сибиряки #приграничье #малыйбизнес #пельмени