Уникальная стройка возобновилась в центре Москвы на глубине 64 метра. В метро на Кольцевой линии, открытой в начале 1950-х годов, возводят новую - 13-ю по счету станцию. Она была в планах еще 70 лет назад. Строительство несколько раз начинали и бросали, но на этот раз обещают довести до конца. Когда откроется новая станция? Будут ли перекрывать движение на Кольцевой линии из-за стройки? Чем она уникальна? И почему ее уже называют "ловушкой для архитекторов"? Об этом поговорим сегодня.
Изначально на Кольцевой линии столичной подземки планировалось не 12, а 13 станций. 13-я станция "Площадь Коммуны" была запланирована еще в 1940-е годы. Она должна была располагаться между станциями "Новослободская" и "Ботанический сад" (сейчас "Проспект Мира") непосредственно у театра Красной армии (сегодня - театр Российской армии). Вот посмотрите перспективную схему развития метро тех лет.
Из-за этой 13-й станции даже немного "сдвинули" платформу "Новослободской" - ближе к "Белорусской", чтобы расстояние между станциями было оптимальным. Однако в итоге от достройки станции все же отказались. Слишком короткими получались перегоны от нее до соседних платформ. Впрочем, полностью с идеей ее достройки не расстались. Во время проходки Кольцевой линии у станции не стали раскрывать центральный зал и возводить выход на поверхность, а построили только боковые станционные тоннели - для поездов. Визуально они мало чем отличались от обычного перегона между станциями. Но эти станционные тоннели были прямыми и с оптимальным расстоянием между собой, чтобы в будущем "Площадь Коммуны" все же можно было достроить. Так брошенная недоделанная станция, в виде такого задела, простояла несколько десятилетий.
К этой идее вернулись только в 1988 году, но ненадолго. Из-за развала в стране и отсутствия денег стройку снова законсервировали.
О недостроенной станции на Кольцевой линии вновь заговорили только в 2010 году, когда в столице открылась станция метро "Достоевская" Люблинско-Дмитровской линии. В этом месте она пересекалась с Кольцевой линии, однако это был первый случай в столичной подземке, когда радиальная линия проходила сквозь Кольцевую без пересадки. Причина в том что в месте пересечения на Кольцевой отсутствовала станция - та самая тринадцатая, не достроенная в 1950-е годы. С тех пор станция снова оказалась в центре внимания. Ее переименовали из "Площади Коммуны" в "Суворовскую" - как и саму площадь и нанесли на схемы как перспективную.
На стройплощадке появился забор, надпись на котором гласила, что новую станцию Кольцевой линии откроют в 2017 году. Однако из-за сложности работ на действующей линии возведение станции опять откладывалось. Всерьез им занялись только в 2024-м году, однако станция опять поменяла название - на этот раз на "Достоевскую", поскольку в столице решили впредь одинаково называть все станции внутри каждого пересадочного узла. Когда ее построят, схема московского метро в этом месте будет выглядеть так:
В чем сложность возведения станции? Почему даже в XXI веке это непростая задача?
Во-первых, предстоит построить станцию на действующей линии, не перекрывая движение на ней на много лет.
Во-вторых, станция глубокого заложения (64 м), что делает работы крайне трудоемкими и дорогостоящими.
Как строится станция "Достоевская" Кольцевой линии?
Сначала прокладываются обходные тоннели в обход будущей станции. Именно это и происходит сейчас.
После того, как движение поездов будет переключено на них, начнется непосредственно возведение станции. Предстоит раскрыть центральный зал, построить все станционные помещения, пересадку на Люблинско-Дмитровскую линию и выход в город - он запланирован в сторону спорткомпекса "Олимпийский", который сейчас реконструируется.
После завершения строительства поезда пойдут по прежним тоннелям через новую станцию.
Кстати, это второй подобный случай в Москве. Первый опыт строительства станции на действующей линии на большой глубине был более 40 лет назад и тоже в самом центре города. Тогда все закончилось успешно. Подробности здесь:
Метростроители рассказывают, что поскольку возведение новой станции будет проходить в технической зоне действующей линии метро, то работы придется проводить буквально вручную - без тоннелепроходческих щитов. С помощью отбойных молотков. Как в 1930-е.
Будет ли останавливаться движение поездов на Кольцевой линии из-за этой стройки?
Да, будет, но кратковременно. Это произойдет дважды: когда будут переключать движение поездов на обходные тоннели. И второй раз, перед пуском станции. Впрочем, это обычная практика. При удлинении линий для подключения коммуникаций станции, к которым присоединяют новые перегоны, обычно закрывают от нескольких дней до недели. Москвичи и жители других городов, где есть метрополитены, к этому уже привыкли.
Согласно планам, озвученным уполномоченными лицами, станция метро "Достоевская" Кольцевой линии должна принять пассажиров к 2030 году.
Как будет выглядеть новая станция Кольцевой линии?
Вопрос на самом деле острый. Ведь ее предстоит вписать в ансамбль станций Кольцевой линии, сложившийся в 1950-е годы и признанный одним из главных архитектурных шедевров московского метро.
Станция будет пилонного типа, трехпролетная. Вот оформление, которое указано в паспорте стройки. Правда оно было разработано еще тогда, когда станция в документах называлась "Суворовской".
Вероятно, в проект оформления будут внесены изменения, которые приблизят его к новому названию станции - "Достоевская". Но здесь архитекторам придется проявить максимум осторожности. Напомню, что одноименная станция Люблинской-Дмитровской линии стала самой скандальной в московском метро из-за необычной отделки. И вот почему:
Такие станции иногда называют "ловушками для архитекторов", поскольку какое бы оформление они не предложили, всегда найдутся строгие критики. Впрочем, бывают исключительные случаи, когда сами зодчие разочаровываются в своем детище. Такое произошло с одной из самых оживленных станций столичной подземки:
А как вам предложенное оформление новой станции Кольцевой линии ? Впишется в ансамбль?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel