Найти в Дзене

В центре Москвы достраивают станцию метро, брошенную 70 лет назад

Уникальная стройка возобновилась в центре Москвы на глубине 64 метра. В метро на Кольцевой линии, открытой в начале 1950-х годов, возводят новую - 13-ю по счету станцию. Она была в планах еще 70 лет назад. Строительство несколько раз начинали и бросали, но на этот раз обещают довести до конца. Когда откроется новая станция? Будут ли перекрывать движение на Кольцевой линии из-за стройки? Чем она уникальна? И почему ее уже называют "ловушкой для архитекторов"? Об этом поговорим сегодня.

В тоннеле метро глубокого заложения. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
В тоннеле метро глубокого заложения. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Изначально на Кольцевой линии столичной подземки планировалось не 12, а 13 станций. 13-я станция "Площадь Коммуны" была запланирована еще в 1940-е годы. Она должна была располагаться между станциями "Новослободская" и "Ботанический сад" (сейчас "Проспект Мира") непосредственно у театра Красной армии (сегодня - театр Российской армии). Вот посмотрите перспективную схему развития метро тех лет.

Схема развития Московского метрополитена 1947 г. Архив Москвы
Схема развития Московского метрополитена 1947 г. Архив Москвы

Из-за этой 13-й станции даже немного "сдвинули" платформу "Новослободской" - ближе к "Белорусской", чтобы расстояние между станциями было оптимальным. Однако в итоге от достройки станции все же отказались. Слишком короткими получались перегоны от нее до соседних платформ. Впрочем, полностью с идеей ее достройки не расстались. Во время проходки Кольцевой линии у станции не стали раскрывать центральный зал и возводить выход на поверхность, а построили только боковые станционные тоннели - для поездов. Визуально они мало чем отличались от обычного перегона между станциями. Но эти станционные тоннели были прямыми и с оптимальным расстоянием между собой, чтобы в будущем "Площадь Коммуны" все же можно было достроить. Так брошенная недоделанная станция, в виде такого задела, простояла несколько десятилетий.

Кольцевая линия была замкнута и полностью запущена в 1954 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Кольцевая линия была замкнута и полностью запущена в 1954 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

К этой идее вернулись только в 1988 году, но ненадолго. Из-за развала в стране и отсутствия денег стройку снова законсервировали.

О недостроенной станции на Кольцевой линии вновь заговорили только в 2010 году, когда в столице открылась станция метро "Достоевская" Люблинско-Дмитровской линии. В этом месте она пересекалась с Кольцевой линии, однако это был первый случай в столичной подземке, когда радиальная линия проходила сквозь Кольцевую без пересадки. Причина в том что в месте пересечения на Кольцевой отсутствовала станция - та самая тринадцатая, не достроенная в 1950-е годы. С тех пор станция снова оказалась в центре внимания. Ее переименовали из "Площади Коммуны" в "Суворовскую" - как и саму площадь и нанесли на схемы как перспективную.

-4

На стройплощадке появился забор, надпись на котором гласила, что новую станцию Кольцевой линии откроют в 2017 году. Однако из-за сложности работ на действующей линии возведение станции опять откладывалось. Всерьез им занялись только в 2024-м году, однако станция опять поменяла название - на этот раз на "Достоевскую", поскольку в столице решили впредь одинаково называть все станции внутри каждого пересадочного узла. Когда ее построят, схема московского метро в этом месте будет выглядеть так:

-5

В чем сложность возведения станции? Почему даже в XXI веке это непростая задача?

Во-первых, предстоит построить станцию на действующей линии, не перекрывая движение на ней на много лет.

Во-вторых, станция глубокого заложения (64 м), что делает работы крайне трудоемкими и дорогостоящими.

Как строится станция "Достоевская" Кольцевой линии?

Сначала прокладываются обходные тоннели в обход будущей станции. Именно это и происходит сейчас.

Схема строительства станции с обходными тоннелями. Nashtransport.ru
Схема строительства станции с обходными тоннелями. Nashtransport.ru

После того, как движение поездов будет переключено на них, начнется непосредственно возведение станции. Предстоит раскрыть центральный зал, построить все станционные помещения, пересадку на Люблинско-Дмитровскую линию и выход в город - он запланирован в сторону спорткомпекса "Олимпийский", который сейчас реконструируется.

Расположение выходов строщейстя станции метро "Достоевская" Кольцевой линии
Расположение выходов строщейстя станции метро "Достоевская" Кольцевой линии

После завершения строительства поезда пойдут по прежним тоннелям через новую станцию.

Кстати, это второй подобный случай в Москве. Первый опыт строительства станции на действующей линии на большой глубине был более 40 лет назад и тоже в самом центре города. Тогда все закончилось успешно. Подробности здесь:

Метростроители рассказывают, что поскольку возведение новой станции будет проходить в технической зоне действующей линии метро, то работы придется проводить буквально вручную - без тоннелепроходческих щитов. С помощью отбойных молотков. Как в 1930-е.

Наземный вестибюль новой станции метро Кольцевой линии. Проектное решение
Наземный вестибюль новой станции метро Кольцевой линии. Проектное решение

Будет ли останавливаться движение поездов на Кольцевой линии из-за этой стройки?

Да, будет, но кратковременно. Это произойдет дважды: когда будут переключать движение поездов на обходные тоннели. И второй раз, перед пуском станции. Впрочем, это обычная практика. При удлинении линий для подключения коммуникаций станции, к которым присоединяют новые перегоны, обычно закрывают от нескольких дней до недели. Москвичи и жители других городов, где есть метрополитены, к этому уже привыкли.

Согласно планам, озвученным уполномоченными лицами, станция метро "Достоевская" Кольцевой линии должна принять пассажиров к 2030 году.

Как будет выглядеть новая станция Кольцевой линии?

Вопрос на самом деле острый. Ведь ее предстоит вписать в ансамбль станций Кольцевой линии, сложившийся в 1950-е годы и признанный одним из главных архитектурных шедевров московского метро.

 "Комсомольская". Каждая станция Кольцевой линии - признанный шедевр. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
"Комсомольская". Каждая станция Кольцевой линии - признанный шедевр. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Станция будет пилонного типа, трехпролетная. Вот оформление, которое указано в паспорте стройки. Правда оно было разработано еще тогда, когда станция в документах называлась "Суворовской".

Проект оформления станции "Достоевская" Кольцевой линии
Проект оформления станции "Достоевская" Кольцевой линии

Вероятно, в проект оформления будут внесены изменения, которые приблизят его к новому названию станции - "Достоевская". Но здесь архитекторам придется проявить максимум осторожности. Напомню, что одноименная станция Люблинской-Дмитровской линии стала самой скандальной в московском метро из-за необычной отделки. И вот почему:

Такие станции иногда называют "ловушками для архитекторов", поскольку какое бы оформление они не предложили, всегда найдутся строгие критики. Впрочем, бывают исключительные случаи, когда сами зодчие разочаровываются в своем детище. Такое произошло с одной из самых оживленных станций столичной подземки:

А как вам предложенное оформление новой станции Кольцевой линии ? Впишется в ансамбль?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений3 июля 2023