Найти в Дзене

5 рекордов самого маленького метро в России

Оглавление

В апреле исполняется 33 года с момента пуска последнего метрополитена СССР - Свердловского, а ныне Екатеринбургского. После него в России открылась лишь одна подземка - казанская. Всего их в нашей стране - семь. За прошедшие годы во всех городах, где есть метро, открывались новые станции, и только в Екатеринбурге метростроение прекратилось в 2012 году. Сейчас здесь самый маленький метрополитен в России: одна линия и всего 9 станций. Впрочем, уральская подземка остается уникальным сооружением по многим параметрам. Сегодня поговорим о рекордах самого маленького метро в России.

На станции "Проспект Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"
На станции "Проспект Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"

1. Самая глубокая подземка за пределами Москвы и Санкт-Петербурга

Это единственный региональный метрополитен, где построены станции глубокого заложения. На действующей линии их пять из девяти. Это обусловлено тем, что линия пересекает под землей широкий Городской пруд, а также скальными грунтами в центре города, где было невозможно построить метро мелкого заложения. В результате из региональных метрополитенов только в Екатеринбурге есть длинные эскалаторы, как в Москве и Санкт-Петербурге.

На станции глубокого заложения. Фото из книги "Наше дорогое метро"
На станции глубокого заложения. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Эскалаторы на станции "Площадь 1905 года" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Эскалаторы на станции "Площадь 1905 года" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

В метро в столице Урала нет наземных станций, перегонов, метромостов, эстакад. Линия полностью подземная. Поезда выезжают на поверхность только без пассажиров, когда заходят в электродепо "Калиновское".

Электродепо "Калиновское" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Электродепо "Калиновское" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

2. Самое дорогое метро по стоимости строительства в регионах России

Из-за сложных грунтов и глубокого заложения станций метро еще в советское время было самым дорогим среди региональных по стоимости строительства в пересчете на один километр пути. Это сказалось уже в конце 1980-х, когда наступил экономический кризис, и подземку никак не могли доделать. Пуск первых станций пришлось отложить на полтора года, а всю линию достраивали еще более 20 лет.

Новый поворот. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Новый поворот. Фото из книги "Наше дорогое метро"

3. Первый частный выход из метро

В 2019 году в центре Екатеринбурга был построен первый частный выход из метро, причем, со станции глубокого заложения. Строительство второго - северного - вестибюля станции "Геологическая" профинансировал владелец торгового комплекса "Гринвич" Игорь Заводовский. Выход, как вы уже догадались, ведет в этот торговый центр. Чтобы расположить пассажиров подземки к покупкам, предприниматель установил целый каскад из эскалаторов (всего их 11) и повесил роскошную люстру на платформе. Мне удалось пообщаться с бизнесменом. Он рассказал мне, окупается ли эта стройка века.

Хрустальная люстра на платформе станции метро "Геологическая" и одна из четырех групп эскалаторов северного вестибюля станции. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Хрустальная люстра на платформе станции метро "Геологическая" и одна из четырех групп эскалаторов северного вестибюля станции. Фото из книги "Наше дорогое метро"

4. Самый короткий метрополитен в России

В момент открытия в апреле 1991 г. из-за экономических проблем из шести запланированных станций запустили только 3. Тогда метро было самым коротким в России. Власти Екатеринбурга даже пытались внести подземку в Книгу рекордов Гиннеса как самую короткую в мире, но проиграли борьбу подземному фуникулеру в Стамбуле. В 2005 году, когда открыли метро в Казани, оно стало самым маленьким в России. Однако подземка в столице Татарстана продолжала и продолжает активно развиваться, поэтому Екатеринбург, не делая ничего, со временем вернул себе этот антирекорд.

На конечной станции "Проспект Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"
На конечной станции "Проспект Космонавтов". Фото из книги "Наше дорогое метро"

5. В лидерах по пассажиропотоку среди региональных метрополитенов

Маршрут екатеринбургской подземки проложен исключительно эффективно: город вытянут с севера на юг, в этом же направлении его пересекает линия метро. Это удобно и для жителей спальных районов, и для туристов. Не случайно, несмотря на небольшое число станций, уральское метро в лидерах по пассажиропотоку в России. Из региональных подземок по числу ежедневно перевозимых пассажиров Екатеринбург уступает только Новосибирску (где 13 станций и две линии) и опережает Самару (10 станций), Нижний Новгород (15 станций и две линии) и Казань (11 станций). Но главное - это самое роскошное метро в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. На родине Хозяйки Медной горы и Каменного цветка художники и камнерезы сотворили настоящее подземное чудо.

В час пик на станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"
В час пик на станции "Чкаловская" в Екатеринбурге. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Как Ельцин перехитрил Брежнева, чтобы построить метро в Свердловске?Почему станции уральского метро оформляла всесоюзная рок-звезда? Что происходит в подземке ночью? Как в Екатеринбурге появилась станция-призрак? Удивительные подробности о последнем метрополитене, открытом в СССР, в моей книге "Наше дорогое метро".

Подарочное издание "Наше дорогое метро"
Подарочное издание "Наше дорогое метро"

Здесь же карты, схемы, эскизы станций и рассказ о достопримечательностях Екатеринбурга поблизости от метро. А еще на страницах книги - необычные факты о метрополитенах России и мира - Москвы, Петербурга, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Пекина, Дубая, Новосибирска, Казани и других. Подарочное издание доступно здесь.

Подпишитесь на канал, чтобы читать новые публикации!