Найти в Дзене

Станция метро в центре Москвы, которую отказывались строить 40 лет

От строительства станции метро "Страстная площадь" отказались еще до открытия Московского метрополитена в 1935 году. В результате в 1938 году под главной улицей Москвы проложили вторую линию подземки с очень длинным перегоном без остановок. Какая была на это причина? Почему станция под популярной Пушкинской площадью все же появилась, но только в 1970-е? Об этом поговорим сегодня.

Станция метро "Тверская". Фото: FAL
Станция метро "Тверская". Фото: FAL

У станции метро "Тверская", пожалуй, самая необычная судьба в московском метро. Она была открыта 20 июля 1979 года. До этого, несмотря на то, что метро в столице работало уже 44 года, своей станции на зеленой ветке здесь не было. Точнее, линия была, но поезда проходили это место без остановки. Вот, посмотрите на схему метро 1970-года: на зеленой линии после станции "Площадь Свердлова" следуюшая сразу "Маяковская".

-2

Станция стала 108-й по счету в Московском метрополитене и открылась как "Горьковская" по названию главной улицы столицы (в советское время она именовалась в честь главного пролетарского писателя). Станцию, как и улицу, переименовали в "Тверскую", только в 1990-м году.

Станцию строили вместе с "Пушкинской" Таганско-Краснопресненской линии (в те годы она называлась Ждановско-Краснопресненской). Собственнно необходимлсть сооружения пересадки между двумя линиями (Ждановско-Краснопресненской и Горьковско-Замоскворецкой) и стала причиной сооружения станций под Пушкинской площадью.

Возведение станции "Горьковская" на действующей линии между станциями "Площадь Свердлова" (сейчас "Театральная") и "Маяковская" было делом крайне не простым.

Сначала, в 1975 году, открыли "Пушкинскую" на фиолетовой ветке, а потом, через ее ствол стали строить "Горьковскую" на зеленой.

От отдельного ствола и создания временных обходных тоннелей решили отказаться, поскольку для этого пришлось бы снести 5 домов на поверхности в самом центре Москвы.

К счастью, в 1930-е зеленую линию построили спрямленной на этом участке, поэтому строители сначала произвели выемку грунта в центральном зале будущей станции между действуюшими тоннелями метро, потом в боковых залах прямо над тоннелями. Только после этого демонтировали тюбинги действовавших тоннелей. И все это на глубине 42 м.

Разборка тюбингов в действующем тоннеле при строительстве станции "Горьеовская", 1970-е
Разборка тюбингов в действующем тоннеле при строительстве станции "Горьеовская", 1970-е

Работы проводили в ночные часы, когда нет движения поездов. Операция не имела аналогов не только в СССР, но и в мире.

Станция "Тверская". Фото Fal
Станция "Тверская". Фото Fal

Но вот аопрос: зачем потребовались такие сложности? Почему нельзя было открыть здесь станцию сразу, в 1938 году, вместе с пуском зеленой линии?

Все дело в том, что изначально на этом перегоне неподалеку планировалась станция "Моссовет" или "Советская", под нынешней Тверской плошадью. От нее не отказались совсем, а превратили в объект ГО и ЧС. Подробнее об этой станции, ставшей призраком, можно прочитать здесь:

Изначально в торце станции "Горьковской" был установлен памятник Максиму Горькому, однако позднее, после открытия в 1987-году пересадки на станцию "Чеховская" серой ветки, монумент перенесли в переход.

Как уже было упомянуто, в 1990-м станцию "Горьковская" переименовали в "Тверскую". И в Москве исчез уникальный "литературный" пересадочный узел между тремя станциями, названными в честь классиков: "Горьковская" - "Пушкинская" - "Чеховская". Некоторые горожане и сегодня считают, что по этой причине "Тверской" нужно вернуть прежнее "писательское" наименование. Не улице, а только станции метро.

А как думаете вы?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel