Открытие этой станции метро в центре столицы вместо радости вызвало возмущение и шок у многих пассажиров. Да, московское метро порой преподносит сюрпризы. Уже давно подземные дворцы не всегда полны пафоса и торжественности. Порой их создатели пытаются экспериментировать и удивлять. И им это удается. Сегодня поговорим о самой скандальной и вызывающей споры станции столичной подземки.
Слухи о том, что с новой станцией столичной подземки "что-то не так" поползли еще до ее открытия. Но настоящий скандалище разразился после того, как снимки почти готового к пуску подземного сооружения опубликовал один из блогеров-фотографов - создатели станции специально пригласили его накануне ввода в эксплуатацию, чтобы похвастаться и порадовать будущих пассажиров. Однако реакция была прямо противоположной - недоумение, возмущение и даже шок. После этого пуск станции был отложен на неопределенный срок.
Эти события разворачивались весной 2010 года перед открытием станции "Достоевская" Люблинско-Дмитровской линии, однако злой рок сопровождал станцию, названную в честь великого русского писателя, практически с начала строительства.
Кстати, станции дали имя не просто из-за любви к литературе. В этом районе проходит улица Достоевского. До 1954 года она называлась Новая Божедомка. Именно здесь жила семья Достоевских в конце 1820-х годов в доме, где ранее находилась Мариинская больница для бедных. Сейчас здесь музей классика.
Так что название для станции метро выбрали по месту нахождения, тем более, что ранее в Москве были названы станции метро в честь Горького, Чехова, Пушкина, а Достоевский оставался обделен.
При этом самое масштабное и ближайшее сооружение к станции - знаменитый театр Российской армии. Так что варианты для названия были.
Станция находится в Центральном округе столицы и как и многие центральные станции была спроектирована глубокого заложения - 40 метров под землей. Строительство началось еще в далекие 1980-е годы, однако растянулось более чем на 20 лет. И дело не только в финансовых проблемах 1990-х. Эскалаторный тоннель, соединяющий платформу с поверхностью, прокладывали в невероятно сложных геологических условиях. Несколько раз стройку даже консервировали.
К концу "жирных" 2000-х нашлись и деньги, и технологии. Инженеры и строители сделали свое дело, очередь осталась за оформителями и художниками. Украшать станцию доверили художнику Ивану Николаеву, представителю известного художественного рода Лансере-Бенуа-Серебряковых. В прессе тех лет его называли "Пиросмани наших дней". Он-то и придумал украсить станцию панно на темы произведений Федора Михайловича.
"Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Бесы" - произведения, известные миллионам людей из школьной и вузовской программы. Однако когда их герои и кульминационные моменты появились на станции метро в виде панно, это вызвало настоящую бурю.
Раскольников, заносящий топор, Кириллов из "Бесов", приставляющий к виску... Многие посчитали, что такие картины неуместны в общественном месте. Кроме того, они могут негативно повлиять на особенно впечатлительных граждан. Вот эти фрески - посмотрите.
Пресса пестрила заголовками типа: "Пассажиров встретит Раскольников с топором", "Раскольников убил процентщицу в метро". В столице разгорелся дикий скандал, открытие станции было отложено на неопределенный срок. Недовольные требовали демонтажа вызвавших возмущение панно.
Впрочем, у такого оформления подземного дворца нашлись не только противники, но и защитники. В первую очередь, конечно, создатели станции.
Николай Шумаков, главный архитектор метрополитена:
"Работы Николаева по стилистике очень близки произведениям Достоевского. Их ни в коем случае нельзя убирать."
Сам художник Иван Николаев заявил, что мозаики были выполнены по эскизам, утвержденным для станции еще в 1991 году:
"Станция сдержанная, строгая, серьезная, но мрачности в ней нет. Я не считаю, что монументальная живопись является лишь способом украшения. В ней неизбежно должен существовать нравоучительный момент. Я не собирался делать из Федора Михайловича "паиньку".
А что вы хотели? Чтобы там пляски изображались? У Достоевского их нет. Искусство - это не увеселение, а художники - не клоуны на арене цирка. Если браться за тему Достоевского, то нужно хотя бы приблизительно соответствовать глубине его мировоззрения и его творчества. В противном случае будет ложь. Я не знаю, многие ли из тех, кто предъявляет претензии по поводу мрачности, читали Достоевского. И что поняли, кроме детективных историй?!"
Неожиданно против такого буквального изображения сюжетов Федора Достоевского в метро выступил праправнук писателя Дмитрий:
«Конечно, эти места создают настроение. Если у человека есть зародыш какой-то неудовлетворенности, или у него маршрут на работу проходит постоянно, два раза в день, через эту станцию, а дома все плохо, его ничего не устраивает, то окончится все это печально».
Чтобы принять окончательное решение о судьбе неоткрытой станции, осмотреть скандальные фрески специально приехал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Он-то и решил открывать станцию в таком виде. В результате 19 июня 2010 года "Достоевская" все-таки приняла пассажиров. А вот для градоначальника она стала последней, открытой им станцией подземки. Всего через три месяца, в сентябре, президент Медведев объявил, что Лужков утратил его доверия и снял его с должности. Вот такое роковое совпадение.
Кстати, сейчас в Москве строится еще одна станция метро с названием "Достоевская" - ее возводят на действующей Кольцевой линии и она будет пересадочной на "Достоевскую" Люблинско-Дмитровской линии. Интересно, что ранее во всех проектах она называлась "Суворовская" по площади, под которой будет находиться. Но 21 марта 2024 года мэр столицы Сергей Собянин распорядился назвать строящуюся пересадочную станцию "Достоевской". Интересно, как ее оформят?
Кстати, финальный результат оформления станции метро иногда оказывается настоящей трагедией для архитектора. Так случилось со станцией "ВДНХ" столичной подземки. Почему автор оформления станции избегала свое детище после открытия, узнаете здесь:
А в Екатеринбурге станцию метро, которая во всех проектах называлась "Дзержинская", переименовали до открытия. Почему на месте панно с изображением "железного Феликса" оказалась статуя голого древнеримского атлета, читайте здесь:
А вам нравится как оформлена московская "Достоевская"?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel