О том, что брянские леса славятся не только партизанами, но и грибами даже говорить как-то неприлично.
Это же само собой разумеется. Но есть на Брянщине местечко уникальное даже для этого грибного края. Выделяющееся не только своим грибным изобилием, но и видовым разнообразием здешнего грибного царства.
Текст и фото Евгения Веретельникова, Брянск
Расположено это место на севере области и называется Орловскими Двориками.
Рядом с этим небольшим поселением в полторы улицы есть железнодорожная платформа, для которой не нашлось более оригинального названия, чем «214 км».
Совсем уж глухим и заброшенным это место назвать нельзя, но попасть туда до недавнего времени можно было только по железной дороге или на тракторе.
Недавно, правда, проселочную дорогу к нему от города Фокино подлатали, но и сейчас туда далеко не всегда можно проехать даже на внедорожнике. А мне и хорошо — конкурентов меньше. Очень не люблю места с вереницами машин по обочинам дорог вдоль леса. А тут надо встать в 4 утра, чтобы успеть на первый поезд и захватить необобранный лес. Не все к этому готовы.
1. Исторический экскурс
Когда-то эти места входили в «империю» брянской ветви знаменитых купцов-промышленников Мальцовых, основавших ее на территории трех уездов: Брянского, Жиздринского и Рославльского.
Это произошло после указа Елизаветы Петровны в 1754 году о переносе потребляющих много древесины фабрик за 200 верст от Москвы. Там окружающие столицу леса стали редеть, а здесь были почти «нехожеными». В состав этого, в течение нескольких поколений созданного, промышленного района входили десятки различных предприятий: стекольных, железоделательных, чугуноплавильных, машиностроительных, сахарных, кирпичных, рельсопрокатных, винокуренных и прочих.
Для транспортного сообщения Мальцовы построили в этих глухих местах собственную железную дорогу (она так и осталась не электрифицированной и однопутной, только колею при Советской власти расширили). Для ускорения передачи информации провели телеграф. И даже начали печатать собственные деньги, которыми их рабочие расплачивались в их магазинах.
Кто скажет, что это не империя? Только промышленная империя. А центр ее они разместили в деревушке Дятьково, где построили хрустальный завод, доживший и до настоящих дней. Сейчас в городе Дятьково есть прекрасный музей хрустального завода и церковь с единственном в своем роде хрустальным иконостасом.
А стараниями другой ветви Мальцовых всем известный Гусь стал Хрустальным.
А какими яркими личностями были эти Мальцовы? Иван Акимович Мальцов встретил в петербургском Летнем саду сразу полюбившуюся ему молодую женщину, оказавшуюся женой Василия Львовича Пушкина, дяди поэта, и ведь отбил ее у представителя столичной элиты. Их сын, Сергей Иванович, кавалергард, стал генералом, был вхож к императору, подвигнул Николая I на строительство первой в России железной дороги до Царского Села. А после смерти отца взвалил на себя заботы по расширению их «империи» в наших краях.
Иван Сергеевич Мальцов оказался единственным уцелевшим сотрудником посольства Грибоедова после его разгрома в Персии. После этого реорганизовал производство стекла в Гусь-Хрустальном по самым современным технологиям, выведя его на мировой уровень. Стал камергером и был трижды назначен управляющим Министерства иностранных дел. Будучи бездетным он завещал все свои капиталы и имения племяннику Юрию Степановичу Нечаеву, ставшему Нечаевым-Мальцовым. Это его меценатству мы обязаны появлением Музея изящных искусств им. Пушкина в Москве. А в его имении Полибино был открыт первый в России музей Куликовской битвы, и там была сохранена знаменитая сетчатая водонапорная башня Владимира Григорьевича Шухова, приобретенная меценатом на Нижегородской промышленной выставке в 1896 году.
2. Лесная эклектика
Леса в окрестностях Орловских Двориков в некоторых местах как будто с тех времен остались «берендеевскими». Темными и мрачными.
Посадок здесь, в отличие от юга области, совсем немного. Да и по составу они отличаются от более южных, в которых преобладает сосна. В Орловских же Двориках ель, сосна и береза присутствуют примерно в равных пропорциях. А к ним еще добавляются дуб, осина, клен, ясень, лещина.
Наверное, такая древесная лесная эклектика и порождает удивительное грибное и растительное разнообразие этих мест.
3. Грибное разнообразие
Такого видового разнообразия не встретишь в других местах на Брянщине.
Это и «краснокнижные» грибы, и просто редкие :
- ежовик коралловидный (Hericium coralloides)
- и грибная капуста (Sparassis crispa).
- земляная звездочка бахромчатая (Geastrum fimbriatum),
- феолепиота золотистая (Phaeolepiota aurea)
- рогатик язычковый (Clavariadelphus ligula)
- лепиота острочешуйчатая (Echinoderma asperum).
- И выбравший почему-то из всех брянских лесов только Орловские Дворики желтый груздь (Lactarius scrobiculatus).
Ежегодно мне встречаются по 2-3 грибочка еще одного краснокнижного представителя нашей области —
- каштанового гриба (Gyroporus castaneus)
- и мухомора шишковидного (Amanita strobiliformis)
единственным местом обитания которого справочники почему-то упорно называют только два места в Белгородской области))
А какое местечко с дождевиками гигантскими (Calvatia gigantea) я здесь нашел!
Известный миколог Б.П.Васильков называл подобные грибы «метеорными» из-за того, что они появляются редко и спонтанно.
А я здесь ежегодно на крохотном пятачке площадью пять на пять метров нахожу от 4 до 9 этих дождевиков размером от детской головки до баскетбольного мяча.
Издалека они выглядят как тыквы, посаженные неизвестно кем на лесном огороде. А вокруг них в беспорядке разбросаны крупные комья земли. Я не сразу понял, что это не земля, а остатки прошлых урожаев этих грибов-гигантов.
Впервые в Орловских Двориках я ощутил «чудный аромат» веселки обыкновенной (Phallus impudicus) и смог подглядеть весь процесс роста этого интересного создания природы от появления «яйца» до формирования похожего на сморчок плодового тела.
4. А грузди и рыжики - лучше))
Но грибники едут сюда из Брянска и Фокино не за веселкой.
Здесь лучшие места в области по еловым рыжикам, настоящим (белым) и желтым груздям. А кто-то специально приезжает за маслятами, фиолетовыми рядовками, опятами или зонтиками пестрыми.
Примесь дуба в здешних лесах рождает оливково-бурые дубовики и дубовую форму белых грибов, примесь осины — белоножковые подосиновики и обилие осиновых груздей, под соснами можно набрать боровых рыжиков, под елками прячутся еловые мокрухи, а в березняках твердоватые подберезовики и толстоногие «королевские» лисички.
И это еще не все.
Где-то в этих местах можно найти весной не только сморчки-строчки, дисцину щитовидную и урнулу бокальчатую (Urnula craterium), но и «краснокнижную» саркосому шаровидную (Sarcosoma globosum)
Правда, места произрастания последней я пока не нашел, но еще не вечер. Буду искать пока ноги носят. Найду!
Нашел же я здесь цветущие волчье лыко, венерин башмачок и черемшу, когда захотел. И много еще всякой-разной «краснокнижной» растительности. Но это уже другая история.
Другие рассказы Евгения можно прочитать в подборке -
P.S. от Книги Грибов
Краснокнижные грибы Брянской области можно повторить -
Красная Книга России -