Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

10 способов изменить питание ребёнка: рассказывает нутрициолог

Избирательность рациона встречается у детей гораздо чаще, чем серьезные расстройства пищевого поведения, требующие обращения к врачу. Например, ребенок ест все группы продуктов, но не хочет пробовать новое. Или пробует новое, но эти продукты не становятся частью его рациона.

hui sang/unsplash.com
hui sang/unsplash.com

Вам хочется, наконец, готовить одно и то же для всей семьи, а не держать в холодильнике замену на случай отказа от того, что едят все?

Применяя последовательно методы из списка ниже, вы не заметите, как ребенок начнет есть все более разнообразно.

1. Накладывайте ребенку общую еду, даже если он ест выборочно. Ребенку важно видеть, что ест семья, и иметь возможность взаимодействовать с едой. Накладывайте непривычную, нелюбимую или новую еду каждый раз, когда едите ее сами. Порция нового, которое вы предлагаете, должна быть небольшой, примерно как горошина. Маленькая порция почти незаметна и совсем не страшна.

2. Предлагая новое, не настаивайте на пробе. Фраза «ты должен попробовать» или мотивация за пробу может использоваться, например, для детей с аутизмом. У здоровых детей в этом нет необходимости. Важно, наоборот, объяснить ребенку, что он не должен пробовать и может отказаться. Эта тактика принесет свои плоды, пусть не так быстро, как мотивация за пробу, но более стабильно.

Kelly Sikkema/unsplash.com
Kelly Sikkema/unsplash.com

3. Предлагая новое, делайте это регулярно. Если рыба появляется на тарелке ребенка раз в месяц, то он не может привыкнуть к запаху, виду и сформировать желание пробовать. Для того чтобы дети старше 1,5–2 лет пробовали новое, им может требоваться 20–25 встреч с продуктом. Обеспечьте все эти встречи в течение месяца.

4. Увеличение порции должно быть очень медленным. До момента, пока ребенок попробует продукт, порция на тарелке всегда минимальна — размером с горошину. После первой пробы сохраняйте крошечную порцию попробованного продукта еще несколько дней, после чего вы можете начать плавно увеличивать ее: до 2 горошин, до чайной ложки, до 2 чайных ложек.

5. Используйте принцип цветового и текстурного сходства, предлагая новое. Некоторые дети охотнее пробуют новое, которое «звучит» как привычное: хрустящий огурец, хрустящая морковь, хрустящее яблоко, хрустящий сельдерей. Ребенку проще пробовать новое, если это новое по какому-то признаку схоже с привычным, особенно если вы расскажете ему о сходствах.

6. Избегайте замен. Каждая замена усиливает отказ. Встать и достать «запасную» еду означает, что ребенок определяет меню семьи. Это усиливает его избирательность. Когда вы готовите замену, вы как будто говорите ребенку: «Я все равно дам тебе привычную еду, тебе нужно только отказаться».

7. Гарантированная еда только в некоторые приемы пищи. Вы можете сохранить для ребенка 2 приема пищи со знакомой и любимой едой, а в остальные предлагать не слишком любимое или незнакомое.

8. Избегайте эмоциональных качелей за столом. Игнорируйте агрессивное поведение ребенка во время еды, но утешайте, если он плачет. Ребенок может протестовать, бросать еду, кричать на вас, требовать привычное со слезами. Чем более спокойную реакцию получает ребенок («Да, ты можешь не есть, если не хочешь»), тем меньше будет интенсивность этих проявлений.

Harry Grout/unsplash.com
Harry Grout/unsplash.com

9. Предлагайте выбор правильно. Вопрос «Что ты хочешь?» приводит к скудному рациону и расстраивает вас, потому что ребенок раз за разом называет два-три любимых продукта или блюда. Предлагая выбор, помните, что между любимым и новым выбор будет всегда в пользу любимого. Предлагайте условно равноценные варианты. Между овощным рагу и макаронами с сыром выбор будет в пользу последних. А вот между макаронами с тунцом и макаронами с мясом он может быть любым.

10. Наберитесь терпения. Только серьезные проблемы питания (ребенок не умеет жевать, пьет только молоко, ест 2–3 продукта) требуют быстрых мер. Расширение рациона — это длительный процесс, который иногда не прекращается всю жизнь, ведь, даже став взрослыми, мы пробуем новое, открываем новые вкусы, сочетания и блюда. Обязательно говорите об этом с детьми: «я тоже пробую новое», «давай попробуем фрукт, который раньше мы никогда не ели».

Материал подготовлен по книге Александры Ситновой «Детское питание: одна еда для всей семьи» (16+)

Александра Ситнова – нутрициолог, сертифицированный специалист по питанию детей, автор популярного блога, курсов по питанию детей и бестселлера о детском питании "PRO питание детей. Без слез и уговоров".

Как подружить ребенка с едой? Перед вами не просто книга, а настоящая инструкция, которая позволит сделать этот процесс естественным и увлекательным. Прочитав ее, вы поймете, как устроен детский организм, чем он отличается от взрослого, и сможете рассказать ребенку о еде, пищеварении и здоровых пищевых привычках. Вы научитесь выстраивать питание детей таким образом, чтобы оно вписывалось в рацион всей семьи, а также узнаете, как организовать питание ребенка вне дома, когда он пойдет в детский сад или школу.

Купить книгу Александры Ситновой «Детское питание: одна еда для всей семьи» (12+) можно по ссылке: https://go.ast.ru/a003knr

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

5 продуктов, очищающих организм от токсинов

10 неправильных ЗОЖных привычек: рассказывает нутрициолог

Еда
6,93 млн интересуются