В гастрономической столице России, как понятно всякому, избалованы все - и гости, и наглые халдеи официанты, что привыкли клянчить чаевые и рәхәтләнеп жить на подачки. Жить, надо признать, весьма неплохо: хотя чаевых почему-то всё ещё не хватает, чтоб каждый год в кругосветное по планете, но купить, скажем, себе новые кеды за 15 тысяч, чтоб было в чём на работе ходить - вопрос трёх-четырёх рабочих дней.
А вот есть у нас в республике город Набережные Челны, автоград так называемый, где градообразующее предприятие и основной работодатель - "КАМАЗ".
И вот ихний (ихневойный) (челнинский) глава местного отделения Ассоциации рестораторов и отельеров не так давно дал интервью, где рассказал, помимо прочего, следующее:
Если говорить конкретно о ресторанном бизнесе, я очень долго боялся открывать заведение в Казани, но когда открыл, то понял - люди там избалованы. У них есть туристы, у нас же здесь нет. Мы боремся за каждого гостя, работаем за копейки. Закрываем месяц с небольшой чистой прибылью и то радуемся, топим дальше, кредиты берем, открываем новые заведения. Тут среда такая - все что-то делают. Если ты «вылез» в Челнах, то и в Казани тебе будет очень хорошо, точно легче. Челнинские ребята все успешные.
Возможно, кто-то из читающих знает или хотя бы слышал о ресторанах "Максимиллианс", которые открывал первое время Евгений Венгер, потом отошёл от дел, а недавно вернулся в структуру управления этими проектами; так вот, первый такой ресторан он открыл как раз в Набережных Челнах.
По-моему, и сеть кафе "Бинхартс", которые в Казани прославились, помимо прочего, очередями, которые выстраивались к ним, чтоб попасть - они также из Челнов.
Так что в словах интервьюируемого большая доля правды. Тяжело в Челнах - легко в Казани: закалка и прочее.
Не могу только поверить, что они борятся вот прям за каждого гостя - а если это гость, пьющий замечательное кофе капучино с корицей погорячее? Понятно же, что такого надо железной метлой вон из заведения, как можно скорее, а то ведь всё провоняет.
Так журналист в том же интервью спрашивает, дескать, можно ли отслеживать экономическое состояние Челнов по положению дел на КАМАЗе, как вы считаете?
И тот отвечает:
Автогигант однозначно создает здесь настроение. Получили люди зарплату — и все рестораны в городе битком.
И чуть дальше повторяет эту мысль:
Когда аванс или зарплата на КАМАЗе, у нас прямо праздник. Надо сказать, люди никогда не отказываются погулять.
Это мне живо напомнило роман Макса Эрлиха "Эдикт", там действие происходит в будущем, где население питается не то чтобы скудно, но строго нормированно. Но зато им разрешают смотреть фильм под названием "Гурман", и вот там:
Люди облизывали губы, блудливо смотрели на экран, их глаза блестели, как будто испытывали некое глубокое сексуальное переживание. Человек в фильме закончил нарезать мясо и теперь наколол толстый кусок говядины на вилку и поднёс ко рту. Когда мясо в нём скрылось, все зрители самопроизвольно открыли и закрыли рот в унисон с человеком на экране...
Воображаете, как в Челнах развито гастропорно, если они могут по-человечески сходить в ресторан раз-два в месяц? Им, должно быть, приличная ресторанная еда мерещится повсюду, как в известном стихотворении одного весьма умного поэта:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,-
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Понятно, почему этот самый интервьюируемый глава местного отделения Ассоциации так радеет за развитие туризма, призывает как можно скорее облагородить набережную, сделать её точкой притяжения туристов и т.д. По его словам, даже свадебные фотосессии горожане делают не у себя дома, хотя могли бы, а предпочитают выезжать в более живописную Елабугу, например. Понятно, что здесь ни о каком туристе и речи быть не может, а если в городе нет туриста - извините: лето - не сезон.
Это я по себе прекрасно помню: летний период в Казани образца до 2013-го года - это же самое тухлое время было, нижний экстремум заработка. Исключение - пятница-суббот, когда народонаселение ещё хоть как-то гуляет.
В этот период легко было устроиться на работу, потому что все официанты предпочитали в этот низкий сезон свинтить куда-нибудь из города, домой, к родителям, ведь у нас официантами традиционно работали студенты, исключительно и только студенты, а иногродних там 99%. Но насколько легко было устроиться на работу, настолько же бессмысленно было туда и ходить, потому что заработаешь там жалкие слёзы на почасовой ставке.
Зато сейчас.