Обязательную цветовую маркировку продуктов питания внесли в общенациональный список "20 идей для развития России". Зачем нам ещё одна маркировка в дополнение к обязательному составу продукта на каждой упаковке, и как она поможет здоровью нации?
Откровенно говоря, существующая маркировка продуктов, в том виде, в котором она существует сейчас, работает не так хорошо, как хотелось бы. Даже если оставить в стороне откровенные фальсификации, с которыми борется Роспотребнадзор, получить из маркировки нужную информацию не так-то просто.
По существующим ГОСТАМ минимальный размер шрифта на маркировке – 1,58мм. Прочитать буковки такого размера при плохом освещении, особенно если вас уже настигла возрастная дальнозоркость, задача непростая.
Производитель не обязан указывать долю ингредиентов в продукте. Есть общее правило, что чем выше массовая доля компонента, тем раньше он стоит в списке, но его не всегда достаточно. Допустим, соль стоит на десятом месте в списке. Что это значит? Содержится в пачке чипсов 5 грамм соли или 1? С точки зрения здоровья разница нешуточная.
Часто один и тот же ингредиент присутствует в составе под разными именами. Отличный пример – сахар. Мальтоза, декстроза, черная патока, сироп агавы – всё это, по сути, добавленный сахар, который нужно всячески ограничивать в рационе, а различные псевдонимы – нехитрый способ замаскировать истинный процент сахара в продукте.
Упаковка часто бывает перегружена маркетинговыми заявлениями, которые ничего за собой не несут. Пометки "органический" или "фермерский продукт" никак в нашей стране не сертифицируются и влекут никаких обязательств по составу продукта. Это лишь дань моде, чистой воды эксплуатация тренда на здоровое питание. Еще один пример маркетинговой маркировки – надписи "без глютена" на пакетах с молоком. Глютен содержится только в зерновых продуктах, в молоке его не может быть по определению.
Для того, чтобы простой потребитель не заморачивался чтением упаковки и разоблачением рекламных уловок, ученые придумали простой и наглядный способ донести до него важнейшую пищевую информацию: цветовую маркировку "светофор".
Как устроен "светофор"
Каждый продукт помечен тремя цветными полосками, зеленой, желтой или красной, обозначающими содержание в нем соли, сахара и жиров. Такая маркировка интуитивно понятна: "зеленые" продукты нужны и полезны, "красные" нужно ограничивать.
Цвет полоски означает концентрацию компонента в продукте. Если, например, показатель жира на этикетке отмечен красным, а остальных компонентов – зеленым, то, скорее всего, это жировой продукт, и потреблять его следует в ограниченных количествах.
Первый "светофор" появился в Финляндии. В 1993 году там начали помечать красным цветом продукты с большим содержанием соли. В настоящее время добровольная цветовая маркировка в той или иной форме принята во всех европейских странах, а во Франции, Бельгии и Испании она стала обязательной.
Самая распространенная в Европе маркировка Nutri-Score была разработана во Франции. Она рассчитывается по формуле, где приняты во внимание не только ингредиенты, которые нужно ограничить (соль, сахар, насыщенные жиры), но и полезные элементы: витамины, клетчатка, белок. В системе Nutri-Score каждый продукт получает получает общий рейтинг, ему присваиваются буква и цвет: от А (наиболее здоровый) до Е (менее полезный).
Неоднократно предпринимались попытки сделать цветовую маркировку обязательной во всех странах ЕС, но успеха они пока не достигли. Скандинавские страны считают, что их версия маркировки более прозрачна и удобна для потребителя, чем французский "Нутрискор", а Италия яростно противостоит введению обязательной маркировки в принципе: в цветовой маркировке традиционные местные сыры и ветчина получат "красный" рейтинг, что итальянцы считают несправедливым.
За пределами Евросоюза обязательную цветовую маркировку ввела Чилийская республика. С 2016 года; производитель обязан предупреждать, если содержание определенных веществ в продукте превышает установленную законом норму. Её примеру последовали другие латиноамериканские страны: Бразилия, Мексика, Перу, Уругвай, Аргентина. В декабре 2019 года Канада ввела обязательное требование размещать на лицевой стороне упаковки заметную легко читаемую информацию о присутствии большого количества соли, сахара и насыщенных жиров. Аналогичную систему красных и зеленых этикеток ввело министерство здравоохранения Израиля в 2020 г.
В нашей стране программа добровольной цветовой маркировки стартовала в 2018 году по инициативе Роспотребнадзора. Российский "Светофор" разработал НИИ ФИЦ питания и биотехнологии.
Участвующие в "Светофоре" продукты отмечены вертикальными полосками, показывающими содержание соли, сахара, насыщенных жиров. Для многих видов продукции есть свои нормативы. Например, содержание добавленного сахара считается опасным, если оно превышает 7 граммдля жидкой продукции (напитков), а для молочных продуктов "красный" уровень начинается с 9 грамм на 100 грамм веса. Безопасный уровень соли – менее 0,12 грамма, или 0,2 грамма для хлебных продуктов.
Не все категории продуктов подлежат маркировке. Например, из нее исключены кондитерские изделия. Эксперты Роспотребназдора решили, что потребитель и так понимает: количество сахара в них превышает рекомендованные нормы. В "Светофоре" не участвуют продукты с простым пищевым составом: яйца, мука и сахар, специи, вода в бутылках.
В 2019 году "Светофор" чуть не стал в России обязательным. Роспотребнадзор разработал проект ГОСТа по цветовой маркировке пищевых продуктов. Но после многочисленных дискуссий в правительстве проект признали преждевременным, и пока его возобновление не обсуждается. Тем не менее, добровольной цветовой маркировкой пользуются некоторые производители и розничные сети, например, супермаркеты "Вкусвилл".
Маркировка сама по себе не решит проблему ожирения, но она поможет потребителю сделать выбор в пользу здоровых продуктов. По данным ВЦИОМ, введение "Светофора" поддержало 80% россиян, и 77% ответило, что будет ориентироваться по цветовой маркировке при выборе продуктов питания. Мировая практика показывает: информация о потенциальном вреде для здоровья на упаковке сокращает уровень потребления продукта до 41%.
1. 20 идей для развития России. Часть 20.24 Неверная информация на этикетках продуктов питания https://20idei.ru/ru/ideas/20.24
2. Цветовая маркировка пищевой продукции http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/ostalnoe/cvetovaya-markirovka-pishevoj-produkcii
3. Цветовая маркировка продуктов «Светофор»: встречайте во ВкусВилле https://spb.vkusvill.ru/media/journal/vkusvill-vklyuchaet-svetofor.html
4. Compare the nutrition quality of food products with the Nutri-Score! https://world.openfoodfacts.org/nutriscore
5. Nutri-Score setback as Italian Competition Authority deems label as potentially misleading to consumers https://www.foodnavigator.com/Article/2022/07/04/Nutri-Score-setback-as-Italian-Competition-Authority-deems-label-as-potentially-misleading-to-consumers