Возможно, вы уже натыкались на просторах интернета на забавный мини-тест: что общего между карандашом и ботинком? Если нет, то предупреждаю: того, кто отвечает на вопрос правильно, на некоторых сайтах обвиняют в вялотекущей шизофрении. Ну, либо в умении неординарно, творчески мыслить, что, согласитесь, намного приятнее.
Кстати, отвечать на это надо так: они оба оставляют след. А вы знали?
Но сегодня я вам хочу задать другой вопрос. Скажите, пожалуйста, что общего между метро и кофе?
Не волнуйтесь, в шизофрении вас никто не заподозрит. Только в творческом мышлении. Или в хорошем знании грамматики.
Ну что, уже догадались? Тогда барабанная дробь и ответ: оба эти слова изначально звучали слегка по-другому и были чисто мужского рода. А потом сменили форму и начали тяготеть к среднему.
Слово «метро» раньше произносили вместо длинного «метрополитен», и это сокращение тоже какое-то время было мужского рода. Помните «Песню старого извозчика» на стихи Ярослава Родионова, которую пел Леонид Утёсов?
Я ковал тебя железными подковами,
Я коляску чистил, лаком покрывал,
Hо метро сверкнул перилами дубовыми.
Сразу всех он седоков околдовал.
Так вот, это «он», «сверкнул» и «околдовал» здесь стоят не ради сохранения рифмы или ритма, а именно потому, что «метро» тогда было ещё мужского рода. А потом поддалось давлению грамматической системы и сменило пол… ой, то есть род!
А с кофе, который (-ое?), как вы помните, раньше был (было?) не кофе, а кофий или кофей, произошла история поинтереснее. Форма у него поменялась, но в качестве литературной нормы всё ещё закреплён мужской род. В итоге кто-то настаивает, что кофе – он, потому что таковы правила, а кто-то утверждает, что кофе – оно, потому что такова система языка. Самое интересное, что те и другие правы.
Лично я считаю, что целая система сильнее какого-то конкретного правила, поэтому через некоторое время «кофе» всё-таки полностью перейдёт в средний род. Но при этом, когда говоришь про кофе «оно», надо быть готовым к тому, что тебя обязательно кто-нибудь поправит: «не горячее, а горячий! Кофе – он!»
Может быть, частично из-за этого я предпочитаю чай. Чтобы не к чему было придраться :)
А как считаете вы? Станет ли со временем средний род у слова «кофе», как и у «метро», литературной нормой?
Спасибо за ваши лайки и комментарии!
Ваша Елена Пальванова