Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Люди говорят, что готовы платить больше, если еда в тарелке - в "правильной" позиции

Официант подаёт симпатичным гостьям блюдо, но кто же ж заказывает еду только лишь для того, чтобы поесть, это кем быть-то надо? Само собой, сперва долго крутят тарелку, выбирая удачный ракурс для фото, делают несколько кадров, затем смотрят в телефон, выбирая лучший, качают головой, ничего не получилось, свет падает не так, из-за чего еда выглядит на слишком аппетитно, надо бы поставить тарелку чуть дальше, поправить угол, для этого девочки приподнимаются, оттопыривая ягодицы, руку тянут вверх, словно первоклассник, только в руке телефон, хорошенький ротик сам собой приоткрывается от усилия, в такой позиции вновь делают несколько кадров, опускаются на стул с великим облегчением, вновь смотрят в телефон, тщательно отбирая материал, внутренний редактор пашет вовсю, один-два кадра проходят первый тур отбора, но надо бы ещё снять сториз с едой в движении, этой особенно цепляет, а потом наложить фильтры и обязательно добавить пару строчек текста, вроде бы можно отложить на потом, но ведь забудется, а такая удачная фраза в голове сейчас крутится, что-то вроде "офигительный стейк от которого я офигела"...

  • А еда в это время стынет, стынет...

И вот собрались пятеро умных и провели в интернете онлайн-исследование, чтобы понять, насколько людям важно расположение еды в их тарелке, отчего так долго крутят тарелку с едой, выбирая лучшую позицию? Причём многие делают это не только для фото, но и "для души", а душа-то ведь немаловажная часть организма.

В этом самом онлайн-исследовании принимали участие:

1. Лаборатория кроссмодальных исследований, факультет экспериментальной психологии, Оксфордский университет, Великобритания.

2. "Эксперимент", Лозанна, Швейцария.

3. Кафедра математики и техники, Ремаген,
Германия.

4. Ресторан Epice, Сан-Паулу, Бразилия.

В качестве образца выбрали вот это блюдо:

И тут прозорливый читающий, конечно, спросит, дескать, а это точно еда? По-моему, это скорее икебана.

А я вам отвечу - это у нас красный лук, тапиока, уксус из сахарного тростника, арахис, ферментированные сливки: блюдо от шефа Alberto Landgraf, ресторан Epice, Сан-Паулу, Бразилия.

Выборка была - 62 женщины и 142 человека.

В ходе экспериментов сперва предлагалось выбрать наиболее удачное, с точки зрения участников, расположение еды; оптимальный вариант сервировки, проще говоря:

-2

Не знаю, почему у фигуры за номером 4 отсутствует цифра.

Но фигура №3 победила однозначно и безоговорочно - всем нравится, когда общая конструкция направлена вверх.

Одновременно с этим - меньше всего людям понравилась фигура №2, когда "остриём" вниз. Это полностью согласуется с другим исследованием пятнадцатилетней давности, в коем было показано, что треугольные формы, направленные вниз, как бы "к наблюдателю", ассоциируются с угрозой, тревогой (Ларсон, Аронофф и Стернс, 2007 г.).

На следующем этапе людям предложили самим выбрать положение тарелки, прокручивая её изображение с помощью кнопки:

-3

И вновь всем участникам стало здорово, когда тарелка располагается почти на 0 градусов, с ма-а-а-а-ахоньким отклонением:

-4

Ну, а дальше у людей стали спрашивать, дескать, готовы ли платить больше, если еда в тарелке не только сама по себе превосходна, но и расположена "правильно"?

И вот что выяснилось: участники были готовы платить значительно больше за еду с ориентацией 0°, чем за еду с ориентацией 180° и 270°, но также им более или менее приглянулась ориентация на 90°, и это заинтересовало команду исследователей, они даже отметили, что "мы планируем выяснить, почему это так в будущем, поскольку, если это возможно воспроизвести, можно будет сделать вывод о чем-то особенном в продуктах, ориентированных вправо".

И тут прозорливый читающий, конечно, спросит, дескать, а что же шеф Alberto Landgraf, он-то как выкладывает еду в своей шараге?

А я вам отвечу - точно так же, как понравилось большинству участников эксперимента. Говорит, когда кладёшь луковицу "остриём" вверх - люди интуитивно идентифицируют эту вещь именно как луковицу, и это, по его мнению, хорошо и правильно.

  • Всё верно, ведь если выложить луковицу наоборот - человек может подумать: "Хм, что это такое, интересно?.. Может, замечательное кофе капучино с корицей погорячее?".

А теперь воображаете, если в его ресторане работает какой-нибудь остолоп-официант, который рәхәтләнеп ставит тарелку перед гостем не так, как задумал шеф, а как получится? И такие гости сразу получают меньше удовольствия. А другой официант ставит тарелку именно так, как задумано, и такие гости сразу получают больше удовольствия.

И первые говорят, дескать, а за что такое деньги, за что здесь платить?

А вторые говорят, дескать, да за такое и не жалко заплатить, вы только гляньте, какая красота.

Мда. Сервис - такая хрупкая вещь, так легко испортить, вы бы знали; причём испортить можно - почти незаметной мелочью.

-5

Еда
6,93 млн интересуются