Последние три года нашей жизни стали для общества и экономики настоящим испытанием. Тут вам и пандемия COVID-19 с последующими приостановками работы всех отраслей экономики и сильными осложнениями транспортных перевозок грузов, так теперь ещё и военная операция, из-за которой последовало множество санкций, в том числе связанных с логистикой, и сильное ухудшение репутации России в мире. При этом работоспособность всего кофейного производства напрямую зависит выстроенных цепочек поставок, а для нашей страны, еще и от постоянства в валютном курсе пары рубля к доллару.
В сегодняшней статье мы расскажем вам о том, как осуществляется импорт зеленого кофе, а также как повлияли текущие мировые события на нашу работу.
Транспортировка зеленого кофе
После того, как кофейные ягоды были собраны и отсортированы, фермер отправляет свой урожай на станцию обработки, если у него нет технических возможностей и условий для ее проведения самостоятельно. На станции кофе обрабатывается доступным способом (мытым, натуральным или хани) с целью избавиться от клейковины, липкого пектинового слоя ягоды. После обработки зерна проходят тщательную сушку и отправляются на процедуру халлинга, то есть процесс удаления пергаментной оболочки. Затем зерна сортируются и, наконец, их можно отправлять на экспорт.
Зеленый кофе фасуется джутовые мешки по 60-70кг, а иногда и по 30-35кг. Весь качественный кофе дополнительно запаковывается в специальные пакеты грейн-про, позволяющие не только создать изоляцию кофе от грязи, пыли, камней, но и устранить возможность контакта сырья с воздухом для сохранения качества и уровень влажности. В грейн-про мешках сырье намного лучше сохраняется в качестве, так как риск появления дефектов уменьшается.
Основным покупателем производимого зеленого кофе являются крупные и экономически развитые страны, в которых он потребляется в больших объемах. К ним относятся как страны Восточной и Западной Европы, Северной Америки, так и части стран Азии. И до всех этих стран кофе необходимо доставить, при этом пользуясь морскими путями. Почему морскими, а не, например, авиаперевозкой? Все просто: цена. Авиаперевозка является очень дорогим способом транспортировки товаров, а уж тем более кофе. Бывают исключения, когда дорогие микролоты перевозят с помощью самолетов с целью как можно скорее получить свежее зерно. Но все же морской товарооборот считается более доступным.
Но до порта для отправки покупателю кофе ещё нужно доставить. Фермер, станция обработки или кооператив не занимаются самостоятельно организацией перевозок. На этом этапе появляется ещё одно звено –экспортер. Именно он обеспечивает грузоперевозку и ее качество до места отправления покупателю. Ещё, как правило, экспортер имеет технические возможности и инфраструктуру для проведения сушки и халлинга. Тем самым он солидно упрощает работу производителей кофе, взамен получая оплату за свои услуги от покупателя зеленого кофе.
В порту мешки с кофе погружаются в транспортировочные контейнеры, вмещающие в среднем 19000 кг зеленого кофе, и отправляются судном до порта разгрузки.
Важные особенности экспорта
Кофе – продукт, имеющий свойство легко впитывать в себя разнообразные сторонние запахи. Поэтому транспорт, который будет осуществлять перевозку необходимо держать в чистоте.
При перевозке кофе одной из главных сложностей является влажность. Перевозчику необходимо предпринять меры для того, чтобы продукт не находился в контакте с водой, а в следствии не отсырел. Зеленый кофе не переносит перепад температур, при которых может образоваться конденсат. Поэтому температура в трюмах должна быть стабильной на протяжении всей перевозки и не превышать 20 градусов по Цельсию.
Как проводится платеж за кофе?
Все платежи между импортером (покупателем зеленого кофе) и продавцом осуществляются в установленной валюте ($). Для того, чтобы оплатить зеленый кофе импортер обращается в банк своей страны, открывает валютный счет и, если выбранный банк может осуществлять платежи в этой условной единице, то запускается процедура проверки соответствия поставки. Простыми словами, банк проверяет, точно ли оплачивается указанный товар и в должном количестве. Если все верно, то отечественный банк переводит денежную сумму на счет зарубежного банка, который также начинает проверку и только затем начисляет средства экспортеру. При этом за доллар осуществляется конечный расчет с экспортером, а сумма, переводимая покупателем в банки, может быть выражена и в другой валюте.
Проблемы с импортом зеленого кофе
С самого начала пандемии международная транспортная отрасль и логистика столкнулась с проблемами из-за сбоев в цепочках поставок и повышения тарифов на перевозки грузов. Рост ставок к концу 2021 года на морские перевозки повысились в 5–6 раз. Но после 24 февраля на логистику стала влиять ещё и международная политика и ввод новых санкций.
Так, большинство европейских стран, через которые осуществлялись наземные перевозки контейнеров с зеленым кофе до нашей страны после принятия их в порту, закрыли морские и речные порты для российских судов. Крупные логистические компании, как Maersk и CMA, обеспечивающие около 50% мирового контейнерного оборота, прекратили принимать бронирование для российских компаний, а уже зарезервированные контейнеры разгрузили в ближайших портах. Таким образом, международные морские перевозки в европейскую часть России были остановлены, поэтому для транспортировки зеленого кофе импортеры вынуждены искать другие транзитные пути и логистические компании, что сдвигает сроки поставки.
Компания MSC, на данный момент, обсуживает прямые доставки грузов до Санкт-Петербурга, но процесс оформления бронирования места на судне оформляется долго из-за необходимости согласовывать поставку со стороны отправителя и получателя вручную. Суда идут медленно и иногда, уже выйдя на рейс, меняют расписание движения.
Но на логистике не заканчиваются проблемы. Хоть курс пары валют (рубль к доллару) посредством экономической политики смог нормализоваться от пикового роста конца февраля-начала марта, проблемы с покупкой зеленого кофе сохранились из-за банковских проверок.
Из-за длительных проверок банками-корреспондентами у наших партнеров, Колибри кофе, временно «заморозили» ряд операций по покупке свежего урожая из Эфиопии и Бразилии. Этот самый тщательный надзор за легальностью сделки сильно затягивает срок поступления на российский рынок кофе из этих стран.
Когда и что ожидать?
Бразилия Ecoagricola Late Harvest и микролоты
На данный момент груз по двум поставкам бразильского кофе уже находится в порту Сантоса и готов к отгрузке, однако из-за забастовок сотрудников MAPA, совершающих контроль качества ввозимой и вывозимой продукции, процедуру по оформлению груза задерживаются. Если удастся найти решение проблемы, то мы с вами получим свежим урожай Бразилии уже в конце августа!
Бразилия Конилон Виктория от семьи Пессин
Этот лот – разновидность канефора, мутация от робусты, которую традиционно выращивают небольшие фермеры в Бразилии. Сорт многим напомнит полюбившуюся Бразилию Вентурим за ее спокойное тело, характерные ноты карамели и шоколадно-ореховой пасты и низкую, почти нечитаемую, кислотность. Плановый срок доставки – сентябрь 2022 года.
Кофе от наших постоянный партнеров – Lohas Beans
Свежая партия кофе уже готовится к морской транспортировке! Три наших базовых и спокойных по вкусу Колумбии (Во имя Мира!, Робайо и Сан Августин), а также множество микролотов порадуют нас в ноябре этого года. Для нас это отличная новость, потому что Колумбия Сан Августин и Робайо уже закончились на нашем складе, а Во имя мира! сохранилась в небольшом количестве. Самое время восполнить запасы в это непростое время!
Эфиопия от TAFDAG
Это как раз та самая поставка, которая, из-за банковского контроля, сильно сдвинулась по дате транспортировки. Для нас это главная боль, так как самые ваши и наши любимые лоты Эфиопии натуральной обработки (Малая Сибирь, Гуте Соду и Бейби Буку) сильно задерживаются по срокам доставки. Тестовый платеж был отправлен, но все ещё не дошел до Денни, который не хочет отправлять кофе без 100% оплаты товара. Надеемся получить свежую Эфиопию во второй половине сентября.
Наши мысли
Третий год рынок качественного кофе переживает серьезные испытания, связанные, на самом деле, не только с проблемами логистики и политических обострений, но и понижением урожайности, неблагоприятной погодой в некоторые сезоны сбора (как это было в Бразилии 2020–2021 года, когда в некоторых регионах прошла засуха). Все эти проблемы значительно увеличивают стоимость зеленого при сниженном предложении от производителей. Но что будет с кофейной индустрией через пару лет? Сможем ли по-прежнему наслаждаться качественными и выдающимися лотами кофе?
По мнению Валентины Моксуновой, нашего главного партнера из компании Колибри кофе, несмотря на сложности, пока сохраняется высокий спрос на качественный кофе в нашей стране, сохранится поиск и покупка кофейных лотов. Конечно, если нашей стране окончательно не заблокируют поставки, что пока звучит очень фантастически, так как Россия сильно интегрирована в мировую экономику, в том числе кофейную.
Мы с нашей командой также сохраняем аккуратный оптимизм на этот счет и рассчитываем, что политические противостояния заинтересованных в этом лиц не смогут повлиять на нас с вами, любителей хорошего кофе! При этом мы также рассчитываем, что кризис пройдет и наступят мирные времена. В конце концов, Во имя Мира, друзья!