Найти в Дзене

ИСТОРИЯ СТРИТФУДА НА РУСИ

Оглавление

Пироги, калачи, калитки, кокурки, мандрыки, шанежки, сбитни, кулейки, — чем перекусывали «на ходу» наши предки? Экскурс в историю национального стритфуда для наших читателей проводят историки русской кухни Ольга и Павел Сюткины.

А при чём здесь «дойти до ручки»?

Чем же перекусывали «по-быстрому» наши предки? В  основном пирогами и  калачами, о них известно еще с XIII века. Сама идея калача — хлеба с  ручкой — приспособлена для  еды «на ходу». Именно за  эту дужку можно было браться грязными руками, съедать хлеб и  просто выбрасывать её. Про тех же, кто съедал и  эту часть калача, справедливо говорили «дошёл до ручки», то есть оголодал так, что не  брезгует грязным.

Дорогие «тунеядцы» и «ленивые»

Пироги и  пирожки — другой массовый вариант русского национального стритфуда. Причём дошедший до  наших дней. Всем известны пирожки с  мясом, капустой, с  яйцами и  зелёным луком. Но  есть и  совсем диковинные, забытые названия. Например, «-тунеядцы», — как пишет «Словарь поваренный» (1795 года), это не ещё и  пирожки. Причём очень простые: основные ингредиенты – сахар, мука, корица, миндаль и яйца.

-2

Шанежки, калитки, кокурки, мандрыки — сегодняшнему читателю это мало о чём говорит. А  ведь в  каждой российской губернии был свой вид пирожков. Ярославцы торгуют пирожками-калитками, костромичи — окурками, иваново-вознесенские — кулейками, разве это всё упомнишь? Поэтому родился простой и  понятный термин — ватрушка.

Миф о  расстегае

-3

Растегай. Изначально слово писалось с  одной буквой «с». Это уже в  советские времена стало употребительным слово «расстегай». Пирожок-расстегай никогда не  был быстрой, уличной едой, вопреки расхожему мифу. Расстегаи делали рыбными, а также с мясом и  луком. А  «расстёгнут» верх у пирожка был не  просто так. В  отверстие перед подачей заливали горячий бульон. Это делало расстегай сочным и  ещё более вкусным. Но  одновременно и  превращало в  блюдо трактирной, ресторанной кухни. Согласитесь, есть на  улице пирожок, из  которого вытекает бульон, несколько затруднительно.

Конфетки-бараночки

-4

Другое дело — баранки. Вот уж самое подходящее блюдо для  улицы: иди да грызи. И  хотя Пушкин пишет про «валдайские баранки», больше это изделие всё-таки связано со  Смоленском. Как они возникли? Всё просто: баранки — это средневековые консервы. Когда пшеничная мука оказывается в изобилии (а Смоленск — это в XVII веке торговые ворота на Запад), встаёт проблема её сохранности. В  исходном виде она сыреет, портится, а  вот баранки из  неё могут храниться хоть год. Да и не просто храниться, а  отсылаться в  Москву, другие города, где могут продаваться на  улицах на  радость прохожим.

Щи да каша

Но уличная кухня — это, конечно, и  более сложное питание. Не  обязательно же есть на ходу? Уличную еду предлагали в  многолюдных проходных местах — на  ярмарках, вокзалах, возле кабаков. Купить на  рынках можно было не  только продукты, но  и  уже готовые блюда. Так, в  середине XIX века между Ильинкой и  Никольской в  Москве торговали горячей едой. Ассортимент был широким: щи, похлёбка, тушёная картошка, гречневая каша, разваренная требуха. Еду привозили в  закутанных в  тряпки глиняных или чугунных горшках. Чтобы сохранить её  тёплой, зимой торговки садились на ёмкости сверху. Такой обед стоил недорого, около 3–5 копеек.

Его величество кисель!

-5

Ещё одно популярнейшее 200 лет  назад уличное блюдо — кисель. Только, конечно, не  тот, что  мы  помним по  школьной столовой. Старинный кисель был плотным, как студень, его  можно было резать ножом. Сегодня о  том киселе напоминают лишь названия московских улиц: до  сих пор здесь есть Кисельные переулки — Нижний, Большой, Малый — и  даже Кисельный тупик. Там жили кисельники (или кисельщики). Вот и  Гиляровский упоминает, что «повсюду стояли лотки с  всенародно любимыми овсяным и  гороховым киселями». Его  беспрерывно подавали в  трактирах, гости кричали: «Киселька горохового, да пусть пожирнее маслицем попостнит!» Особенно любили кисель московские извозчики, лакомившиеся им прямо на улице даже в самый мороз.

«Кулаги на локоть»

-6

Резонный вопрос: а  неужели во  всей этой уличной еде не находилось места сладкому? Сахар — продукт раньше недешёвый. Кулáга — это старинное русское блюдо готовилось из  ржаного солода, ржаной муки и  калины, без  всякой добавки сахара или  мёда. Уличные торговки продавали кулагу, погружая в  неё голую руку по  локоть и  снимая для  покупателя оставшееся на  руке тесто. Это составляло своего рода меру, и  клиент обыкновенно просил: «Дай мне на локоть кулаги».

Сбитень vs чай

-7

А запивалось это всё сбитнем. Многие называют его  русским глинтвейном. Это действительно был горячий напиток на  травах, мёде, пряностях, который мог быть и  слабоалкогольным. По сути, это просто нагретый жидкий мёд с  добавлением сахара, корицы, гвоздики, имбиря, перца, мяты, кардамона. Увы, старинный сбитень был полностью вытеснен чаем. Рецепт-то восстановить можно, а  вот как быть с ушедшей культурой его  употребления?

И про пожарские котлетки

Впрочем, кухня меняется. И  это не обязательно плохо. Но не всегда прошлое  уходит бесследно. И  старинные кушанья, преобразившись под руками современных поваров, вновь оказываются в нашей жизни. Как, к  примеру, неожиданно превратилась в  уличную еду прославленная пожарская котлета. В прошлом году повара в  городе Торжок (где и  родилось 200 лет назад это блюдо) придумали подавать его  для гостей фестиваля в  виде фастфуда — в калаче или  пите с  соусами и  зеленью. И  случилось маленькое чудо: кушанье, которым восхищались и  Пушкин, и  Гоголь, снова пошло в  народ. Заполнив улицы и  площади маленького городка. Может быть, такая судьба ждёт и  другие блюда нашей кулинарной стритфуд-истории?

Еда
6,93 млн интересуются