Найти тему
Порцелиновый фан

Фабрика "Красный фарфорист". Фарфор. Послевоенная история.

После нападения фашисткой Германии на СССР очень быстро, уже осенью 1941-го года большая часть территории нынешней Новгородской области (18 районов из 27, которые позже вошли в состав области) попала под оккупацию. Изначально фашисты не жалели местное население (например, первые бомбёжки Новгорода были направлены не на военные или инфраструктурные объекты - бомбы летели туда, где весёлые германские лётчики видели скопление местных жителей). В целом поведение оккупантов на Новгородчине можно охарактеризовать не иначе как геноцид, прежде всего русского населения. Из коллаборантов и латышских и эстонских нацистов были собраны зондеркоманды, повинные в массовых бессудных казнях мирного населения. За время оккупации врагом на древней русской земле было уничтожено более 2,5 тысячи населенных пунктов, разрушены города Демянск, Сольцы, Старая Русса, Новгород, более 200 тысяч местных жителей, включая женщин и подростков, были угнаны на принудительные работы в Германию. Результаты "работы" убийц потрясают: по данным первой послевоенной переписи 1959-года в Новгородской области проживали всего 732 тысячи человек, тогда как по переписи 1939-го года на данной территории проживало 1,2 миллиона человек...

Конечно, фактическая война на истребление русских не могла не сказаться и на местном фарфоровом производстве. Профессионалов по понятным причинам там практически не осталось. Все предприятия бывшего кластера И.Е. Кузнецова после освобождения области в феврале 1944-го года лежали в руинах. Здания (с оборудованием) фабрики "Коминтерн" (бывший "На Волхове") были взорваны ещё в 1941-м году при отступлении частей Красной Армии, оборудование с "Красного фарфориста" успели демонтировать и эвакуировать в г. Саракташ Оренбургсой области. С 1944-го года там начался выпуск первой продукции - с неё началась история Саракташкого фаянсового завода.

В марте 1944-го года было принято решение о восстановлении предприятия "Красный фарфорист". Четыре горна и главный корпус фабрики смогли в короткий срок привести в годное для производства состояние. В 1946-м году на предприятии изготовили первые после запуска предприятия почти 72 тысячи изделий. А уже в 1961-м году предприятие превысило свою проектную мощность - в том году на обновлённом "Красном фарфористе" было произведено более 11 миллионов изделий!

О довоенной истории предприятия читайте здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farfor-fabriki-gruzino-ie-kuznecova-zatem-krasnyi-farforist-18981941-62cc35b7314a0b3c3e3cce6e.

Теперь - собственно - о продукции фабрики. Я не нашёл ни одного фото выпуска послевоенной посуды - такого, чтобы посуда была выпущена по "кузнецовским" формам или по формам вида АР-ДЕКО 1920-1930-х годов. Предварительно делаю вывод (впрочем, могу ошибаться, так что, друзья, не стесняйтесь критиковать меня и поправлять в комментариях!), что во время военных действий все "старые" формы были утрачены навсегда. Так что предприятие начало работать практически с "чистого листа". Для поддержки на предприятие был направлен "десант" из молодых, жадных до дела художников и технологов, в основном, с Ленинграда. Чрезвычайно интересным и насыщенным новыми идеями и формами стал период середины 1950-х по середину (примерно) 1960-х годов, когда с фабрикой сотрудничала целая плеяда талантливых художников-скульпторов. С мая 1957 года по 1 января 1963 года на предприятии работал выдающийся мастер, скульптор и художник, ленинградец Бронислав Дмитриевич Быструшкин. 1 января 1960-го года Б.Д. Быструшкин был назначен главным скульптором предприятия, а с 10 сентября 1960 года он становится начальником художественной лаборатории "Красного фарфориста".

В следующей галерее представлены статуэтки Б.Д. Быструшкина тех лет...

А это -дипломная работа Б.Д. Быструшкина - скульптуры на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова (или по былине - кому как нравится) "Садко": фигуры Садко, Любавы, Морской царицы и Морского царя. Выполнялись все на "Красном фарфористе", как и ещё одна дипломная работа художника - сервиз "Парадный" столовый (как понял, сервиз был выполнен в единственном экземпляре, и подарен К.Е. Ворошилову). Смотрим...

В следующих галереях можно познакомиться с сервизами Б.Д. Быструшкина, выпускавшимися на "Красном фарфористе"...

Авангардная форма - "Треугольная". Очень модная в годы "царствования" ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА. Можно сказать, с точки зрения эстетики предприятие развивалось в едином, как минимум, общеевропейском ключе, совершенно не отставая от лучших предприятий Европы. Конечно, тут сказалась и поддержка со стороны Ленинграда и ЛФЗ.

Чайно-кофейный сервиз 1960-х годов  от "Красного фарфориста". Судя по росписи - я бы сказал, конца 1960-х годов. Лично мне такой глубокий уход в минимализм не нравится, однако он также соответствовал общеевропейской тенденции (сервизы ГДР, Рижского ФЗ). Видно, что сервиз неполный, более того - битый: на двух предметах отсутствуют крышки, крышка у чайника (а то ли у кофейника и у молочника?) не "родная", а подобранная... Автор формы Б.Д. Быструшкин.
Чайно-кофейный сервиз 1960-х годов от "Красного фарфориста". Судя по росписи - я бы сказал, конца 1960-х годов. Лично мне такой глубокий уход в минимализм не нравится, однако он также соответствовал общеевропейской тенденции (сервизы ГДР, Рижского ФЗ). Видно, что сервиз неполный, более того - битый: на двух предметах отсутствуют крышки, крышка у чайника (а то ли у кофейника и у молочника?) не "родная", а подобранная... Автор формы Б.Д. Быструшкин.

Форма основного ширпотребного сервиза, выпускавшегося на "Красном фарфористе, подобна многим формам того периода. Почти такие же приёмы встречаются в сервизах фабрик "Бронницы", и "Песочное", и Рижского ФЗ, и даже у "Дулёва" и "Вербилок"...

Но не на одном Б.Д. Быструшкине сошёлся клином белый свет - на "Красном фарфористе" работали много интересных скульпторов, радовавших потребителя статуэтками в стиле СОЦРЕАЛИЗМа. Все статуэтки прежде возились в Москву и утверждались на художественном Совете с привлечением лучших художников страны, так что уровень тогдашних статуэток предприятия был довольно высоким, ничем не уступающим тем же Вербилкам или Дулёво. Смотрим следующую галерею (и рукоплещем!).

Анималистические фигурки от "Красного фарфориста". Не представляют большой художественной ценности, однако пользовались спросом. Особенно композиция "Материнство" ("Олениха с оленёнком").

Очень интересно сложилась судьба у сервиза "Дольчатый". Созданный в 1955-м году он пришёлся не ко двору - был слишком роскошен для времени резкого поворота в декоре в сторону МИНИМАЛИЗМА, поэтому если его и выпускали, то мелкими сериями. Новую жизнь и новое вольное дыхание сервиз обрёл в девяностые-нулевые - времена разлома страны на части - когда народ в поисках идеала взалкал сложные "боярские" формы и росписи. Спошествовал тому и общий ментальный крен в сторону дореволюционной царской России, "которую мы потеряли" (хотя "потеряли мы" в то время именно СССР!). До власти дорвались (и сидят там до сих пор) изумительные управленцы - гедонисты, не желающие вообще никак обустраивать страну. "А зачем чего-то создавать? - откровенничают они, выставляя тем самым напоказ своё подленькое нутро. - Мы продадим нефть, газ, древесину, другое сырьё (мы же великая сырьевая... в смысле, энергетическая держава!), а всё что будет нужно, и что в выделке хоть чуточку сложнее туалетной бумаги, мы купим (или "цап-царапнем"). Но даже если б эти изумительные и хотели что-либо создать - ведь не могут! Не приспособлены, да и руки не из тех мест растут. Являясь по сути игроками - финансовыми спекулянтами - они упорно топят любое производство, просто уничтожая страну и народ. Единственное, что вынуждает их хоть что-то создавать - это страх за собственную безопасность. При этом о безопасности страны речь не идёт (иначе не завозили бы в страну мигрантов миллионами!). В такой обстановке производство чего бы то ни было если и может выжить, то не без определённой доли мошенничества со стороны руководства. Удивительно, но когда ближайшие соседи - новгородские фабрики "Бронницы" и "Возрождение" давно почили в бозе, на "Красном фарфористе" худо-бедно продолжали выдавать продукцию (статуэтки и посуду). Одна из причин - фактически поддельное клеймо И.Е. Кузнецова, до степени смешения повторяющее одно из дореволюционных клейм. Продавцы предметы с таким новоявленным "старинным" клеймом выдавали (и кое-где до сих пор выдают) за антикварные. На том и жили.

Очень интересный сервиз необычной формы (а уж для того времени - ну очень "модерновой"!) конца 1940-х - начала 1950-х годов. Местным начальникам вдруг понадобился сервиз с гербом СССР (хотя все они были республиканского подчинения!) - вот и заказали. Причём как столовый, так и чайный! Теперь это редкость. (P.S. исключительно для данного абзаца: пишет в комментариях человек, якобы знающий, что это поздний набор из позднейших форм десятых годов XXI-го века, т.е. созданный перед закрытием завода. Не обладая сверхзнанием, не отвергаю ничего. Сам ориентировался на клейма - они послевоенные. Но могу представить ситуацию и тут подделки клейм. Или, как это принято у деятелей фальшаков в посуде, набрали старого "белья" с клеймами и расписали деколью с гербом. И такое могло быть, увы!) Смотрим этот и другие сервизы - различных форм и росписей - в галерее ниже...

Но не долго музыка играла: в 2012-ом году вся телепропагандошня с разбросом слюней изо рта в разные стороны убеждала народ в очередной "победе" нашенской распрекрасной (и мудрой!) власти: случилось долгожданное (ими) вступление страны (всеми ногами-руками) в вязкую трясину ВТО! Причём, когда за четыре года до того, в 2008, когда в ВТО вступила Украина, та же телепропагандошня ухахатывалась "с этих дураков"... Ну а потом такими же "умными" оказались и правители России (кстати, все до сих пор сидят на своих местах, или же их тасуют, т.е. с одного хлебного места переставляют на другое и наоборот - при этом изумительные люди (рожи) во власти всё те же!) Вступления в ВТО не выдержала не только дышащая уже тогда на ладан фарфоровая промышленность, но и стекольная, и вся-вся-вся, кроме строительной (с её просто сумасшедшими "откатами" и завозом мигрантов миллионами). Теперь, конечно, всё спишут на "ужасный" ковид, "который власть победила" (но в который многие не верят, и это неверие - уже само собой есть преступление несознательных перед теми же изумительными людьми!).

Видим надпись 2012-й.  Производство (хоть и в сильно усечённом виде) существовало. Но (мир не знал, а война уже началась) благодаря упорству изумительных людей Россия вступила 22 августа 2012-го года в ВТО. Опыт Украины (вступила в ВТО в 2008-м, и с тем же результатом!) изумительных людей ничему не научил - буквально в одночасье практически вся фарфоровая промышленность (и не только фарфоровая) перестала существовать. Но кого заботит какая-то промышленность, если страной правят финансовые спекулянты в интересах международных (наднациональных) финансовых спекулянтов?!  Фото взято из свободного доступа в интернете.
Видим надпись 2012-й. Производство (хоть и в сильно усечённом виде) существовало. Но (мир не знал, а война уже началась) благодаря упорству изумительных людей Россия вступила 22 августа 2012-го года в ВТО. Опыт Украины (вступила в ВТО в 2008-м, и с тем же результатом!) изумительных людей ничему не научил - буквально в одночасье практически вся фарфоровая промышленность (и не только фарфоровая) перестала существовать. Но кого заботит какая-то промышленность, если страной правят финансовые спекулянты в интересах международных (наднациональных) финансовых спекулянтов?! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сам умер, но дело его живёт! На государственные средства в Москве возвели очередной "Ельцин-центр" Одного (в Екатеринбурге) маловато оказалось. Про всяческие "гайдаровские форумы" со всей кремлёвской чиновничьей тусовкой и приглашёнными "хорошими патриотами" молчу. А кто виноват в уничтожении любого реального производства в стране? Ковид, наверное? Или "эти ленивые русские"? А посуду  теперь китайскую покупаем. И узбекскую. И даже египетскую и турецкую. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сам умер, но дело его живёт! На государственные средства в Москве возвели очередной "Ельцин-центр" Одного (в Екатеринбурге) маловато оказалось. Про всяческие "гайдаровские форумы" со всей кремлёвской чиновничьей тусовкой и приглашёнными "хорошими патриотами" молчу. А кто виноват в уничтожении любого реального производства в стране? Ковид, наверное? Или "эти ленивые русские"? А посуду теперь китайскую покупаем. И узбекскую. И даже египетскую и турецкую. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо!

Еда
6,93 млн интересуются