Найти тему
Записки плохого официанта

Чувствующие горечь и не чувствующие горечь: что надо знать официанту

В стародавние времена, как мне доводилось читать, был в моде Горький-писатель; а ноне - горький вкус. Извините за дурновкусный каламбур.

Один знакомый бармен рассказывал, что в прежние времена бутылка биттера Campari могла стоять в баре a la lettre годами и годами. Спроса на горький вкус не было. Поэтому бешеная в наши дни популярность биттеров типа Aperol или Martini Fiero оставила бы в полном недоумении любителей коктейлей двадцатилетней давности, когда шиком считался колко-сладкий "Мохито" или ядрёно-кислотная "Маргарита".

Горький вкус провоцирует/усиливает пищеварительный процесс, поэтому заведениям эта мода сейчас как раз на руку - даже если гость забежал в бар просто на пару модных горьких коктейлей, ему так или иначе захочется есть, и высока вероятность, что он закажет ужин здесь же.

Таким образом, ресторанам не нужно тратить слишком много усилий на рекламу своей еды - достаточно заманить на правильные коктейли, пристрастить население к культуре вечернего аперитива, продать это как непостижимо европейскую привычку, возвышающую над толпой недоразвитых соотечественников, и тогда...

Если же говорить о еде - то есть люди, особенно чувствительные к горечи: так называемые супердегустаторы. Доводилось читать, что у таких людей может быть в 16 раз больше вкусовых сосочков в передней части языка.

Чарльз Спенс, профессор из Оксфорда, пишет об этом следующее:

Похоже, что индивидуальные различия в восприятии горького вкуса были особенно важны для наших предков. В периоды изобилия супердегустаторы обладали конкурентным преимуществом: вряд ли они стали бы совать в рот нечто горькое, а следовательно, потенциально ядовитое. А в скудные годы преимущество имели те, которые могли спокойно употреблять в пищу в меру горькую еду, которая могла оказаться и не ядовитой, такие и реже умирали от голода.

Как по мне, это объяснение, как и почти все подобные "эволюционные" теории, сильно притянуто за уши, но такая точка зрения существует.

Звучит как анекдот, но в США на ровном нерве вкусовые пристрастия людей чуть не раскололи общество посильнее, чем цвет кожи. В 30-х годах прошлого столетия химик Артур Л. Фокс возился с контейнером с химическим веществом, когда произошёл небольшой бенц, и несколько кристаллов взлетели в воздух. Его партнер по лаборатории пожаловался на их очень горький вкус, но у Фокса это не вызвало сочувствия, потому что он, как сказано у величайшего поэта из когда-либо писавших на русском языке, не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав, вообще ничего горького не чувствовал.

Этот химик интересовался вещами более или менее декоративными - его занимала связи между структурой вещества и его вкусом. Он уже дошёл до мысли, что эта особенность не была связана с возрастом, расой или полом. В отчёте 1931-го года для Национальной академии наук он пишет:

Мужчины, женщины, пожилые люди, дети, негры, китайцы, немцы иитальянцы, как было показано, имеют в своих рядах как дегустаторов, так и недегустаторов.

Но когда об этих экспериментах узнал другой учёный - вот тут-то им и попёрло.

Учёного звали Альберт Ф. Блейксли. Он был выдающимся ботаником и генетиком на Станции экспериментальной эволюции Института Карнеги в Колд-Спринг-Харбор, одном из ведущих институтов генетических исследований в Соединенных Штатах. Колд-Спринг-Харбор также был домом для Бюро евгеники, которое собирало семейные родословные, тематические исследования гения и девиантности и другие доказательства, используемые для формирования государственной и социальной политики с целью создания, внимание, «более приспособленного населения».

  • Все равны, но некоторые равны больше, чем другие, верно ли говорю, друзья?

Начав с простой озадаченности, почему одному человеку что-то кажется горьким на вкус, а другому не кажется, они рәхәтләнеп пришли к выводу, что если даже элементарные вопросы личных ощущений не могут быть решены большинством голосов - демократия не является надёжным способом решения и других вопросов, включая форму законов, распределение ресурсов и структуру социальных институтов.

  • Раз яблоки горчат, надо менять устройство общества.

Я не буду рассказывать, как они рассылали по почте людям 5000 тест-полосок с анкетой, формируя таким образом базу данных для исследований:

Или как было выдвинуто предложение использовать чувствительность к горькому вкусу как дополнительный тест на отцовство, раз уж речь идёт о врождённом, наследуемом и неистребимом признаке.

Или как Американская ассоциация содействия науке в Новом Орлеане в 1931-м году устроили целую выставку об этом, чтобы люди понимали: не чувствующие горький вкус - такие же нормальные, как и остальные, это всё правда, я вам клянусь:

-2

И там были, например, вот такие плакаты:

-3

Что в переводе означает:

-4

Я бы тут добавил, что Томас Джефферсон, конечно, сказал, что все люди созданы равными, но он не был знаком с пьющими замечательное кофе капучино с корицей погорячее.

И тут прозорливый читающий, конечно, спросит, дескать, неужели официанту нужно всё это знать для работы?

А я вам отвечу - нет, но интересно же.

-5

Еда
6,93 млн интересуются